Все о тюнинге авто

Понятие и структура общения кратко. Понятие общения, структура, функции, виды общения

3.1. Функции и структура общения

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке. Это и делает возможным общение при помощи языка: если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл – поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Стратегии общения: 1) открытое – закрытое общение; 2) монологическое-диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной

компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Виды общения

1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение , когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут ли последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально -ролевое общение , когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение , когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное . Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение . Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Биология трансцедентного автора Пирс Джозеф Чилтон

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ТРЕХСЛОЙНОГО МОЗГА В течение десятилетий невролог Пол МакЛин был главой Департамента эволюции и поведения мозга в Государственном институте здоровья - одном из лучших исследовательских центров нашего времени. Его выдающиеся исследования

автора Мельникова Надежда Анатольевна

18. Уровни и функции общения Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

1.5. Функции и цели общения Принято различать три функции общения: информационную, аффективную и регулятивную. Информационная функция связана с передачей партнерами общения информации друг другу, аффективная - с взаимообменом (по механизму заражения) эмоциями. Под

автора Лисина Майя Ивановна

Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

II. Роль и функции общения со сверстниками в психическом развитии детей Начнем с последнего вопроса и укажем, что насчет роли общения со сверстниками и его функции в онтогенезе мы не встретили пока в психологии общепринятого содержательного мнения. Конечно, подавляющее

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 15. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры Известны два основных вида социальных контактов: деятельность, о которой уже шла речь в отдельной лекции во втором разделе, и общение, о котором будет подробно рассказано в предлагаемой лекции.Между

автора

30. Структура общения В структуре общения различают:1) коммуникативную сторону;2) интерактивную сторону;3) перцептивную сторону.Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.Особенности процесса обмена информацией в процессе

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

33. Функции и средства общения Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются:

Из книги Социальная психология автора Овсянникова Елена Александровна

3.1. Определение общения и его функции В психологии общение определяется как сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией познавательного (когнитивного) или

Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

Основные функции и структура педагогического общения Социально-педагогический смысл труда учителя заключается в содействии психическому развитию ученика, а главным «инструментом» в этом плане выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, педагогическое

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПСИХИКИ Основными функциями психики являются отражениеи регулирование.Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

Психологическая структура общения Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки, так же как и категории «отражение» и «деятельность». Данные категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они опосредуются психическими, т. е. познавательными

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег

автора Новоселов Олег

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины – наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

ТЕМА 8. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ

Вопросы:

1. Понятие общения, его структура и характеристики.

2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии.

3. Функции общения.

4. Виды общения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Г.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон:

1) коммуникативную сторону – состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

2) интерактивную сторону – заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

3) перцептивную сторону - означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Выделение трех сторон общения возможно только, как прием анализа: нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия. Но если восприятие и коммуникация в общении в какой-то мере поддаются отделению от целого, то вычленение отдельного взаимодействия практически не возможно.

Б.Ф. Ломов предлагает подойти к характеристике структуры общения через выделение уровней анализа этого явления. Таким образом, при рассмотрении структуры общения обычно выделяются, по крайней мере, три следующих уровня анализа:

Первый уровень – макроуровень : общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

Второй уровень – мезоуровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения – по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

Третий уровень – микроуровень : главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения – это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера. (Например, «вопрос – ответ», «побуждение к действию – действие», «сообщение информации – отношение к ней» и т. п.).



Помимо структуры общения следует перечислить и основные характеристики (аспекты) общения : его содержание, цель и средства.

2) Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

3) Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии. Иногда его употребляют как синоним «коммуникация», хотя он и не вполне эквивалентен этому английскому термину. В общении реализуются и общественные, и межличностные отношения. И не только эмоциональное (межличностное, но и обезличностные (общественные)). А поэтому такое толкование общения требует определённого «построения» систему его связей.

Вне общения не может быть человеческого общества. Общение выступает как основа цементирования индивидов и способ развития самих индивидов. Учитывая это, Антуан Де Сент-Экзюпери нарисовал психологический образ общения, как единственную роскошь, которая есть у человека.

Общение – это, безусловно, спутник человеческой истории.

Формы общения исторически менялись, они обусловлены различными факторами, и в различных науках – социологии, языкознании, этнографии изучается его специфика в зависимости от предмета науки. Но в главном, что объединяет эти подходы то, что они связывают общение с деятельностью.

Для того чтобы общение было эффективным, необходимо, чтобы коммуникативная сторона общения опиралась на единую систему символов в передаче информации. В интерактивной стороне общения могут присутствовать различные направления – кооперация, конкуренция, согласие, приспособление, ассоциация, но все они должны вести процесс общения к взаимопониманию.

Перцептивная сторона – «это зеркало общения», которое отражает реально процесс взаимодействия людей.

Вышеназванные стороны общения являются основными функциями общения. Хотя психологи выделяют и другие.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении выделяются и реализуются социальные отношения людей.

В структуре общения выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например нужно согласовать действия между людьми, распределить функции или повлиять на настроение, поведение; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой, личностный «субъективный» смысл – поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.


2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми или экспрессивными (служить для большей выразительности речи).

Стратегии, тактики, виды общения .

Стратегии общения:

1. открытое-закрытое общение;

2. монологическое-диалогическое;

3. ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, своё отношение, информацию. использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность позиций.

Выделяют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрытьь истинные эмоции. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задерживали» друг друга без надобности, «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – «оттолкнут».

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общество друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймёт вас по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, отношение.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приёмы (лесть, запугивающие, обман и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие – «избегай возражений»; 3) симпатии – «будь приветлив».

Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знаниями правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений выслушать.

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

В структуру речевого общения входит язык.

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность произношения звуков, правильность построения фразы и её доходчивость, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%. Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций; мимика – изучает движение мышц лица, жестика – исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживание, отталкивание и т.д.

3. Проксемика исследует расположение в пространстве при общении: выделяет следующие зоны дистанции в человеческом контакте;

Интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечёт определённые физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр.;

Личная или персональная зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально зрительный контакт между партнёрами, поддерживающими разговор;

Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;

Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и прочее.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесённые слова. Она может усиливать, дополнять или опровергать смысл фраз. Замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжёт), если его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора.

По своей специфики взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнёрства; светский – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимный – когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица.

Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, страх, любовь и т.д.

Причём, легче всего распознаются положительные эмоции. Научно доказано, что основную познавательную нагрузку несут брови и губы. Левая сторона лица гораздо чаще выдаёт эмоции человека; это вызвано тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 5 групп:

1. Жесты – иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели (указывающий перст), пиктографы, т.е. образные картины изображения (вот такого размера и конфигураций); кинетографы – движение телом; жесты – «биты» (жесты – «отмашки»); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2. Жесты – регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

4. Жесты-адаптаторы – это специфические привычки человека, связанные с движением рук. Это могут быть: а) почёсывания, подёргивание отдельных частей тела; б) касания, пошлёпывания партнёра; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица).

5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определённые эмоции.

Существуют и микрожесты: движение глаз, покраснение щёк, подёргивание губ и пр.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

Жесты оценки – почёсывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание;

Жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

Жесты нервозности и неуверенности – переплетённые пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами;

Жесты самоконтроля – руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую;

Жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

Жесты отрицания – сложение руки на груди; отклонённый назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

Жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику;

Жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

Жесты неискренности – жест «прикрытие рукой рта», «прикосновение к носу», как более утончённая форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чём-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегущий взгляд» и др.;

Умение понимать популярные жесты (собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться и понимать людей, поможет при налаживании контактов и общении.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;

2. ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

3. ориентировка в личности собеседника;

4. планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что скажет;

5. бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести;

6. восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

7. корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удаётся добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

  • 5. Становление зарубежной социальной психологии
  • 6. Развитие социальной психологии в нашей стране
  • 7. Методы социальной психологии. Классификации методов и их характеристики
  • 8. Общественные и межличностные отношения. Общение в системе отношений человека. Общение и деятельность.
  • 9. Виды и функции общения. Структура общения
  • 10. Уровни общения по а.Б. Добровичу. Типы межличностного общения по н.И. Шевандрину
  • 11. Понятие общения. Структура и функции общения.
  • 12. Общение как обмен информацией. Особенности коммуникативного процесса
  • 13. Социально-психологические аспекты массовой коммуникации
  • 14. Речь как средство коммуникации. Вербальная коммуникация. Говорение и слушание
  • 15. Невербальная коммуникация, виды
  • 16. Общение как взаимодействие. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
  • 17. Подходы к проблеме взаимодействия. Теория взаимодействия э. Берна.
  • 18. Кооперативное и конкурентное взаимодействие.
  • 19. Конфликтное взаимодействие. Способы разрешения конфликта.
  • 20.Общение как взаимопознание и взаимопонимание людей. Понятие социальной перцепции.
  • 21. Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга. Идентификация. Рефлексия. Эмпатия. Каузальная атрибуция.
  • 22. Эффекты и явления социальной перцепции. Впечатления (эффекты). Стериотипизация. Предубеждения. Установки. Аттракция.
  • 24. Психология больших социальных групп: структура, методы исследовании.
  • 25. Стихийные группы и массовые движения. Способы воздействия в стихийных группах.
  • 26. История изучения малой группы. Понятие малой группы, ее признаки.
  • 27. Классификация малых групп. Характеристики малой группы.
  • 28. Динамические процессы в малой группе. Фазы и уровни развития группы.
  • 29. Структура малой группы. Статус, групповая роль, позиция участника группы.
  • 30.Руководство и лидерство в малых группах. Стили лидерства.
  • 31. Психологическая теория коллектива.
  • 32. История исследования межгрупповых отношений. Феномены межгруппового взаимодействия.
  • 33.Этнопсихологические проблемы в социальной психологии.
  • 34. Личность как предмет исследования в социологии и психологии. Специфика социально-психологической проблематики личности.
  • 36. Понятие социальной установки личности. Установка и поведение. Изменение социальных установок.
  • 37. Направления прикладных исследований в социальной психологии.
  • 11. Понятие общения. Структура и функции общения.

    Общение - связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

    Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

    Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

    коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия); информационная (обмен информацией между людьми); когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии); эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью); конативная (управление и коррекция взаимных позиций); креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

    В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

    инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия); синдикативную (общение оказывается средством объединения людей); самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста); трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

    И дополнительные:

    экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний); социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

    Структура общения

    В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

    Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

    Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

    Существует целая группа приемов привлечения внимания:

    прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих. Прием “завлечения” - говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться. Прием установления зрительного контакта - пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

    Первая группа приемов поддержания внимания - приемы “изоляции”. Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Третья группа приемов поддержания - приемы акцентировки

    Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

    С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт, люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка - это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель - это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго - состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго - состояний как “ребенок - ребенок”, “взрослый - взрослый”, “родитель - ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго - состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

    Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то - нравится нам внешне этот человек или нет. Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо. При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола.

    Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

    Министерство образования науки Российской Федерации

    ГАОУ СПО Новосибирской области

    «Болотнинский педагогический колледж»

    Тема: «Структура и функции общения.»

    Студентки

    101 группы школьного отделения,

    Специальность 050709

    Преподавания в начальных классах

    Казаковой Светланы Сергеевны

    Руководитель: Черникова Е.М.

    Болтное,2010

    Введение………………………………………………………………….

    1.Структура общения……………………………………………………

    2.Функции общения……………………………………………………..

    Заключение………………………………………………………………

    Список использованной литературы…………………………………....

    Введение

    Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми.

    Общение – это одна из сфер человеческой жизни. виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным, «лицом к лицу», и опосредованным теми или иными средствами, например, техническими (телефон, телеграф и т.д.); включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским; субъект-субъектным (диалогическим, партнерским) или субъект-объектным (монологическим).

    Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п. Возрастание психологической общности как сходства, единства, похожести, с одной стороны, облегчает общение («мы понимаем друг друга с полуслова», «мы говорим с ним на одном языке»), с другой стороны, может возникнуть ситуация, когда обмениваться уже нечем, все рассказано, обсуждено и т.д. Это явление называют информационной истощаемостью партнеров по совместному проживанию. Полная тождественность, если бы она была возможной, привела бы к невозможности обмена и, таким образом, общения между людьми. Это побуждает нас еще больше ценить уникальность, непохожесть каждого человека.

    1.Структура общения

    К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

    Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

    Коммуникативная сторона общения. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S ↔ S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

    Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

    В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

    Средства коммуникации. Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

    Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

    КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

    ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

    КАК? (осуществляется передача) – Канал

    КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

    С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

    Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

    Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

    1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

    2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика).

    Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: коммуникативные (заменяющие речь); описательные (их смысл понятен только при словах); жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека; мимика – это движение мышц лица; п антомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

    3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса). В психологии выделяют четыре дистанции общения:

    Интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и

    Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

    Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

    Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

    4) Визуальный контакт (визуалика – это контакт глаз). Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

    Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.

    Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

    Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

    Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

    2.Функции общения

    Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Вот далеко не полный перечень функций общения, которые определены по различным критериям: эмоциональная, информационная. Социализирующая, связующая, самопознания (А.В. Мудрик); установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б. Добрович); сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А.А. Брудный); контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л.А. Карпенко) и др. Ели же рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность трех групп функций.

    1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (аффективность).

    2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

    3. Инструментальные функции определяют связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельностной природе человека, социальных групп и обществ.

    Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество. Естественно классификаций и типологий функций общения может быть сколько угодно, в зависимости от выбранного критерия. В данном случае взгляд на функции общения определен предметом социальной психологии.

    Инструментальная функция общения представляет особый интерес, поскольку она связана с общением человека не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира, таким как, например, природа. Несмотря на то, что общение мы рассматриваем как специфический социальный феномен, применение данного понятия для обозначения контакта с природой вполне уместно. Здесь происходит своеобразный обмен информацией на уровнях, которые являются малоизученными в современной науке и исследование которых не входит в предмет социальной психологии. Однако отношения человека с миром определяют развитие его наблюдательности, любознательности и любопытства – качества, которые А.Ф. Лазурский выделял как основные при характерологическом анализе некоторых сложных проявлений личности, взаимодействующей с другими людьми.

    Заключение

    Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с рядом причин. Прежде всего переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина – все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией.

    Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения. Работа за компьютером или просмотр вечерних телевизионных программ способствуют развитию ощущения взаимодействия с другими. Так, например, социологи определили, что средний городской современный человек проводит у телевизора около 5 часов в день. Это весьма опасная тенденция. Поскольку у субъекта, смотрящего интересную для него информационную программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним. Но на самом деле никакого общения не происходит. Это квазиобщение, т.е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся. Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающем его миром – одна из особенностей современного общения.

    Таким образом, поверхностные, неглубокие, принудительные контакты между людьми при их многообразии, увеличение доли мнимого общения, а также преобладание доминирующего массового и опосредованного общения снижает его качество повсеместно. Но чем же может определяться качество общения? Во-первых, уровнем, на котором происходит взаимодействие; во-вторых, количеством потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе общения с другими людьми и, в-третьих, возможностями саморазвития личности.общения можно подойти по-разному, ... общения . 2.1. Функции общения и функции личности как субъекта общения . Функции общения . Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения ...

  • Функции Общения . Межличностные взаимоотношения

    Реферат >> Психология

    А это очень важно! Глава 1. Понятие общения . Функции общения Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми... важность. В первую очередь нужно выделить структуру общения и провести анализ каждого элемента. К этому...