Все о тюнинге авто

Природоохранные организации рф. Управление природопользованием Необходимость охраны окружающей естественной среды

Нейтральное сочетание - когда использование одного ресурса не влияет на использование другого ресурса. Например, использование лесов для водоохраны не мешает охотничьему хозяйству.

Взаимовыгодное сочетание - когда использование одного ресурса увеличивает возможность использования другого ресурса. Например, садоводство в рекреационной зоне.

УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Виды управления природопользованием

Управление - организация и постоянное поддержание взаимосвязей между составляющими частями управляемой системы, направленные на достижение намеченных результатов.

В природопользовании различают управление природными системами и управление природопользователями.

Управление природными системами - мероприятия, осуществление которых позволяет изменить природные явления и процессы (усилить или ограничить их) в желательном для человека направлении. Управление природными системами опирается на изучение и использование естественных законов, в первую очередь экологических.

Управление природопользователями (управление охраной окружающей среды и рационализацией использования природных ресурсов) - обеспечение норм и требований, ограничивающих вредной воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, и рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство. Управление природопользователями опирается на юридические и экономические, т.е. социальные, законы.

Управление природными системами может быть " жестким" и " мягким":

Жесткое управление - прямое, непосредственное воздействие на природу, грубо нарушающее естественные процессы с помощью технических средств, коренное преобразование самих механизмов и систем природы. Например, распашка земель, строительство плотин на реках.

Мягкое управление - главным образом косвенное, опосредованное воздействие на природу с использованием естественных механизмов саморегуля-

ции, т.е. способности природных систем к восстановлению своих свойств после антропогенного вмешательства. Например, агролесомелиорация.

Жесткое управление дает быстрый и высокий хозяйственный эффект в виде роста объема продукции или снижения затрат на ее производство, но лишь в относительно коротком временном интервале. Через определенное время неминуемо наступает расплата в виде нарастания экономических и экологических ущербов. Например, освоение целинных земель.

Жесткое управление основано на перенапряжении или предельном омоложении природных систем (например, агроэкосистемы) и поэтому требует мероприятий по поддержанию экологического равновесия, осуществляемых главным образом путем мягкого управления (например, использование севооборотов).

Таким образом, максимальный эколого-экономический эффект можно получить только при разумном сочетании жесткого и мягкого форм управления.

Управление природопользователями может быть командноадминистративным и экономическим:

Командно-административное управление - управление природополь-

зователями, основанное на установлении норм, стандартов, правил природопользования и соответствующих плановых заданий предприятиям по охране окружающей среды и наказаний от выговора до тюремного заключения или снятия с работы и выплаты штрафов предприятиям и его руководством.

Экономическое управление - управление природопользователями, основанное на экономическом стимулировании, когда с помощью различных рычагов (цен, платежей, налоговых льгот и наказаний) государство делает для предприятий более выгодным материально, т.е. более прибыльным, соблюдать природоохранное законодательство, чем нарушать его.

Предприятия-природопользователи сами по себе не заинтересованы в природоохранной деятельности. Этому имеется несколько причин. Во-первых, природоохранная деятельность не приносит прибыли, за исключением случаев, когда экономически выгодна утилизация (вторичное использование) отходов производства (твердых отходов, сточных вод, отходящих газов). Во-вторых, часто наблюдается несовпадение во времени момента нанесения вреда окружающей среде и момента расплаты за него. Например, загрязнение окружающей среды может сказаться на здоровье человека только через несколько лет или десятилетий. В-третьих, часто ущерб природной среде наносят одни пред-

приятия или отрасли (предприятия- "загрязнители"), а экономически страдают, в большей степени, совсем другие (предприятия-"реципиенты"). Например, основными загрязнителями окружающей среды являются промышленность и энергетика, а страдают здравоохранение, коммунальное, сельское, лесное и рыбное хозяйство, так как увеличиваются затраты на лечение больных, ремонт зданий, подает урожайность и качество растениеводческой продукции, продуктивность животноводства и т.д.

Таким образом, предприятия-природопользователи не станут заниматься природоохранной деятельностью просто так, поскольку сама по себе она не выгодна. Командно-административный путь управления природопользователями в чистом виде дорогостоящ и малоэффективен, так как требует большого количества проверяющих и постоянного контроля. С другой стороны, одни только экономические методы не всегда обеспечивают нужный результат. Наилучшие результаты дает разумное сочетание экономической заинтересованности природопользователей с жестким контролем и административным принуждением.

Моделирование, экологическая экспертиза и мониторинг окружающей среды

Обязательным условием рационализации является использование при управлении природопользованием моделирования, экологической экспертизы и мониторинга состояния окружающей среды.

Моделирование - метод исследования сложных объектов, явлений и процессов путем их упрощенного имитирования (натурного, математического, логического). Конечный результат антропогенного воздействия проявляется, как правило, только через 10-30 лет и более. Это является одной из причин крупных ошибок в управлении природопользованием. Использование моделирования позволяет теоретически предсказать последствия того или иного хозяйственного проекта. Однако из-за ограниченности наших знаний о природе и невозможности предусмотреть все случайности (принцип неопределенности или неполноты информации) результаты моделирования не могут быть слишком точными.

Каждый крупный хозяйственный проект должен предваряться экологической экспертизой. Экологическая экспертиза - оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей. Т.е. оценка хозяйственных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической

основе методики проведения экологической экспертизы лежит принцип комплексности оценки проекта. При проведении экологической экспертизы моделирование (расчеты) должно сочетаться с непосредственными исследованиями

в природе. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1%). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.

Мониторинг окружающей среды - система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды. Различают мониторинг глобальный и региональный, импактный и фоновый .

Глобальный мониторинг - слежение за развитием общемировых процессов (напр., состоянием озонового слоя, изменением климата).

Региональный (локальный) мониторинг - слежение за природными про-

цессами и явлениями в пределах какого-то региона (напр., контроль за состоянием воздуха в городах).

Фоновый (базовый) мониторинг - слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников.

Импактный мониторинг - слежение за антропогенными воздействиями

в особо опасных зонах.

Мониторинг осуществляется с помощью различных технических средств, в т.ч. авиационной и космической техники, и с помощью биоиндикаторов , т.е. каких-либо живых организмов по наличию, состоянию и поведению которых можно судить об изменении в окружающей среды (например, лихеноиндикация).

Организация управления природопользованием

Деятельность по рационализации природопользования и охране окружающей среды требует специальной организации. Для этого необходим независимый от интересов отдельных организаций и отраслей хозяйства орган, способный управлять природопользованием как единым комплексом. В нашей стране впервые такой орган был создан в 1988 г. - Государственный комитет по охране природы СССР, в 1991 г. - Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны ок-

ружающей среды и природных ресурсов России. В 1988 г. были созданы и соответствующие областные и городские комитеты по охране природы.

Главными задачами указанного министерства являются:

- контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов;

- разработка предложений по рационализации природопользования;

- утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех остальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением;

- руководство заповедным делом и ведение общегосударственной Красной книги;

- распространение экологических знаний среди населения;

- государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов;

- организация экологического мониторинга.

Помимо государственных существуют и международные органы управления природопользованием и охраной природы. Это Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа (комитет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ).

Необходимость международного сотрудничества в области глобального природопользования

В настоящее время загрязнение среды и нарушение экологического равновесия приобрело глобальные масштабы. В связи с этим возникла неотложная необходимость сотрудничества всех стран в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы.

Приложение 1

Классификация природных (естественных) ресурсов по источникам и местоположению (Реймерс, 1990)

Классификация единицы

1.Энергетические ресурсы

А. Участвующие в постоянном обороте и потоке энергии

1.1.Солнечная энергия

1.2.Космическая энергия 1.3.Энергия морских приливов и отливов 1.4.Геотермальная энергия

1.5.Гравитационная энергия и энергия давления

1.6.Атмосферное электричество 1.7.Земной магнетизм

1.8.Энергия спонтанных химических реакций и естественного атомного распада 1.9.Биоэнергия

1.10.Вторичные формы энергии

Б. Депонированные энергетические ресурсы

1.12.Природный газ

1.14.Сланцы

В. Искусственно активированные источники энергии

1.16.Атомная энергия 1.17.Термоядерная энергия

Примечание Любые источники механической, химической и физической

энергии, естественные и искусственно активированные

Солнечное излучение и все энергетические процессы, вызванные им: энергия ветра, волн, морских течений, теплота воздуха, разница температур поверхностных и глубинных слоев воды и т.п.

Все виды космических излучений Энергия, возникающая под воздействием силы притяжения Луны на океанскую поверхность

Энергия глубин Земли. Могут быть использованы естественные выходы геотермальных вод, скважины для получения таких вод, а также энергия нагревания закачиваемых в глубины газов и жидкостей Потенциальная и кинетическая энергия воздуха, воды и гор-

ных пород (энергия относительного положения тел, давления, разности давлений, сейсмоэнергия и т.д.)

Пока не используется на практике

Как источник энергии пока не используется То же. Искусственно активированный атомный распад используется в АЭС

Все формы энергии, получаемой от живых организмов и в результате переработки их тел или продуктов жизнедеятельности - от сжигания дров до получения технического спирта и биогаза Отходящее тепло, электромагнитные и радиационные отхо-

ды, горючие твердые отходы и т.п.

Включая так называемую микронефть - битумоподобные вещества

Получаемая в результате расщепления атомного ядра Получаемая в ходе слияния более легких атомных ядер в более тяжелые (энергия управляемого термоядерного синтеза)

2.Атмосферные газовые ресурсы

2.18.Ресурсы отдельных газов атмосферы 2.19.Газовые составляющие гидросферы

2.20.Газовые составляющие почвы 2.21.Озоновый экран

2.22.Фитонциды и др. биогенные летучие вещества

2.23.Ионный состав атмосферы 2.24.Газовые загрязнения

3.Водные ресурсы

3.25.Атмосферная влага 3.26.Океанические (морские воды)

3.27.Континентальные водоемы 3.28.Водотоки

3.29.Временные малые замкнутые водоемы

3.30.Влага, связанная в растениях и животных 3.31.Жидкие поверхностные загрязнители

3.32.Гидрогеологические ресурсы 3.33.Почвенная влага

3.34.Глубинные жидкие загрязнители

4.Ресурсы литосферы

А. Почвенно-земельные

Особое значение имеют озоновый экран, О2 и СО2

Газы, растворенные в воде. Обычно они не рассматриваются как ресурсы, но в случае рыбных заморов приобретают такое значение Почвенный воздух, необходимый для дыхания корней растений

Еще очень слабо освоенная людьми ресурсная группа, составляющая важное условие для сохранения здоровья человека Тяжелые и легкие ионы, определенная концентрация и соот-

ношение которых предпосылкой сохранения здоровья людей Группа "антиресурсов", т.е. агентов, обесценивающих другие ресурсы. В тоже время многие газовые выбросы могут быть вовлечены в процесс производства

В настоящее время стали ограниченным ресурсом в связи с их загрязнением. Особенно важна поглотительная способность морских вод, напр., способность антропогенной углекислоты растворяться в них Воды озер, водохранилищ, прудов: пресные, солоноватые и соленые

Реки, ручьи, поверхностный и грунтовый сток Лужи, мелководные пересыхающие озера, прочие неболь-

шие временные бассейны. Их особое ресурсное значение возникает в связи с тем, что они служат водопоями для диких животных, местами для выплода беспозвоночных животных, роста водной растительности т.п.

Особое ресурсное значение имеет в аридных регионах

От загрязнений в обычном смысле слова до лишней воды в природных экосистемах. «Антиресурсы», как и газовые загрязнения Подземные воды - грунтовые и глубинные

Свободная и связанная (молекулярная) вода в почве Естественно просачивающиеся, искусственно закачиваемые и возникающие в результате цепных химических реакций. Могут быть использованы как ресурсы и нежелательны как «антиресурсы» Вся группа естественных ресурсов, связанных с доступной

человеку земной толщей

Естественное образование, возникшее в результате взаимодействия организмов, атмосферного воздуха, природных вод, геологических пород в условиях различных широты

местности, климата, рельефа, характера растительности

4.36.Подпочвы (грунты) и

Слои литосферы, лежащие ниже горизонта почвообразова-

горные (материнские) поро-

ния или выходящие на земную поверхность, но лишенные

явных признаков жизни. Служат субстратом для почвообра-

зования на суше и ареной жизни на дне океанов

4.37.Криогенные субстраты

Главным образом ледники и многолетняя мерзлота северных

широт и высокогорий

4.38.Почвенные загрязнения

Преимущественно засоление и подкисление почв, а также

загрязнение ее тяжелыми металлами и нефтью. Группа «ан-

тиресурсов»

4.39.Эрозия почв

«Антиресурс»

Б. Геоморфологические

4.40.Геоморфологические

Условия ведения хозяйства, связанные с геоморфологиче-

структурные ресурсы

ским положением местности

4.41.Геоморфологические

Условия ведения хозяйства, возникающие в связи с особым

пространственные ресурсы

географическим положением

4.42.Геологические глубин-

Условия ведения хозяйства, связанные с сейсмичностью,

ные ресурсы

угрозой оползней и др. геологическими процессами. Гл. обр.

В. Неэнергетические мине-

«антиресурсы»

ральные ресурсы

4.43. Металлические руды

4.44. Неметаллические руды -

4.45. Нерудные ископаемые, Полезные включения, не сосредоточенные в определенной

в том числе руководящие

горной породе или очень рассредоточенные в ней

ископаемые

5. Ресурсы растений-

продуцентов

5.46. Генетико-видовой со-

Виды растений, сохранность которых обеспечивает совре-

став растительности

менный облик экосистем планеты

5.47. Биомасса растений

5.48. Первичная продуктив-

5.49. Хозяйственно ценная

Ее производительность, зависящая от первичной продуктив-

продукция растительности

ности и хозяйственных приемов выращивания (агротехники,

селекции и др.).

5.50. Системно- - динамические качества фитоценозов

5.51. Очистительная способ- - ность растений

5.52. Ботанические «загрязВредные для хозяйства интродуценты. «Антиресурс» нители»

6.54. Биомасса консументов -

6.55. Вторичная биологиче- - ская продуктивность

6.56. Хозяйственная произ- -

6.58. Роль консументов (осоОна особенно возрастает в ресурсном отношении в связи с бенно животных) как саниусилением влияния человека на природу таров, опылителей растений, поглотителей химических веществ и т.п.

6.59. Консументные «загрязАналогичны ботаническим «загрязнителям». «Антиресурс» нители»

7. Ресурсы редуцентов

7.60. Генетико-видовой со- - став редуцентов

7.61. Биомасса редуцентов -

7.62. Физико-химическая

Их деятельность, обеспечивающая разложение органических

активность редуцентов

тел до минеральных веществ

7.63. Системно-

Их взаимосвязь, обеспечивающая успешность физико-

динамические качества ре-

химической активности

дуцентов в экосистемах

Помимо организмов, вызывающих известные заболевания, в

7.64. Микробиологические

(включая вирусные) загряз-

том числе пандемии (напр., грипп) этот «антиресурс» вклю-

чает новые заболевания, ранее не наблюдавшиеся (напр.,

болезнь легионеров)

8. Климатические ресурсы

8.65. Естественные климати- - ческие ресурсы

8.66. Видоизмененные клиКлиматические показатели, измененные гл. обр. с помощью матические ресурсы (местнотехнических устройств (в том числе непреднамеренно, напр.,

го климата)

климат городов) и агролесомелиорации

9. Рекреационно-

Природные условия жизни людей и ресурсы отдыха в при-

антропоэкологические

9.67. Ресурсы природной

среды оптимума повседнев-

ных жизненных условий че-

ловечества

9.68. Ресурсы отдыха

9.69. Лечебные природные

Природные агенты, оказывающие на человека лечебное воз-

действие

9.70. Природно-очаговые

Группа «антиресурсов», подобная загрязнениям, но в неко-

заболевания и трансмиссив-

торых случаях связанная с естественным физическим и хи-

ные болезни

мическим фоном (нехватка йода в природе ведет к зобу,

аномальное количество фтора - к кариесу зубов и т.п.)

10. Познавательно-

Те объекты и явления природы, которые позволяют людям

информационные ресурсы

составить представление о нынешнем и прошлом состоянии

планеты, а также прогнозировать ее будущее

10.71. Природно-эталонные

Нетронутые природные образования (заповедники, опорные

геологические разрезы, палеонтологические захоронения и

т.п.), позволяющие судить о естественном состоянии приро-

ды, датировать отложения, расшифровывать геологическую

историю Земли и т. п.

10.72. Природно-

Культурные слои и видоизмененная человеком природа,

исторические познавательно-

изучение которых позволяет судить о прошлом человечест-

информационные ресурсы

ва, а отчасти и о будущем развитии природы в местах, где

она меньше нарушена человеком, чем в исследуемом регио-

11. Ресурсы пространства и

В связи с замусориванием и др. видами загрязнения, а также

11.73. Ресурсы пространства

(территориальные, водного и

в связи с ростом численности населения Земли значение

воздушного, включая ближ-

этих ресурсов быстро возрастает

ний космос, пространства)

11.74. Ресурсы времени

Обострение экологических проблем оставляет все меньше

времени для их решения

Приложение 2

Изменение природы человеком (по Реймерсу, 1990)

Экологический ком-

Производство,

Производство, из-

Примечания

понент и его состав-

изменение, вы-

менение, выброс

брос или раз-

или размер исполь-

мер использо-

зования человеком

вания челове-

в процентах (от

ком в абсолют-

природного коли-

ных числах

АТМОСФЕРА

2Х1010 т/год

Кислород (потребле-

Приблизительно в

1000 раз больше

ходятся. Признается, что био-

прихода (3Х107

сфера не восполняет антропо-

т/год). От 12 до 23

генного расхода кислорода,

от вырабатываемо-

однако убыль кислорода в ат-

го биосферой

мосфере приборами пока не

регистрируется

Озон (разрушение)

К 2000 г. до 8-16,

За счет агентов, в настоящее

по ряду др. источ-

время уже имеющихся в атмо-

ников не более 4

сфере. Вопрос недостаточно

7Х1010 т/год

Углекислый газ (уве-

С XIX в. на 18,

В последние годы темны уве-

всего на 25

Азот (увеличение)

Загрязнение атмо-

1,5Х108 т/год

Сернистый ангидрид

Наблюдается заметное подкис-

5Х107 т/год

ление осадков.

Окись азота

Предполагается, что малые ат-

мосферные примеси (метан и

др.) заметно изменяют климат

1,5X107 т/год

Другие соединения

3Х108 т/год

Окись углерода

Взвешенные в воздухе

Воздействуют на изменение

вещества (аэрозоли)

2615)X106 т/год

температуры воздуха у поверх-

ности Земли

ГИДРОСФЕРА

Нарушение баланса:

Безвозвратное водопо-

Гл. обр. за счет ирригации и

требление

водохранилищ

Безвозвратный сток с

В основном за счет получения

суши в океан

км3 /год

воды из скважин. Данные раз-

2135X106 т/год

Загрязнение нефтью

Нефтяной пленкой покрыто до

1/4 поверхности Мирового

Загрязнение тяжелыми

В среднем с XIX в.

Местами геохимические анома-

металлами

лии отстоят от катастрофиче-

ского уровня на один порядок

ЛИТОСФЕРА

1011 т/год

На долю собственно руд прихо-

Горная порода (извле-

Более 300 от объе-

чение из недр)

ма твердых ве-

дится ок. 1 % извлеченных ма-

ществ, вовлекае-

териалов

мых в биотический

круговорот суши

Скорость разрушения

От 4-6 до 12000 раз

почвенного покрова

(ускорение)

10 065 000 км2

Рост площади пустынь

В настоящее время от 10 до 44

за исторический пери-

га в минуту. Данные разных

ЭНЕРГЕТИКА

8Х1012 Вт

Размер изменения энергетики

Прямое производство

Около 0,02 от

энергии (ок. 1010 т.у.т.)

энергии Солнца,

планеты человеком пока недос-

приходящей к по-

таточно изучен. Данные раз-

верхности Земли,

до 25 от энергии

дятся. Считается, что достигну-

фотосинтеза

тый уровень энергопроизводст-

ва отстоит от критического для

биосферы на один порядок ве-

До 60Х1012 Вт

От повышения кон-

Больше энергии

центрации СО2

6Х1012 Вт

фотосинтеза

Число нуждается в уточнении

От антропогенного

Около 0,4 от энер-

запыления

гии, рассеиваемой

при испарении

От выжигания расти-

3Х1012 Вт

тельности

150Х1012 Вт

Потеря от ирригации и

испарения с поверхно-

сти водохранилищ

10-25 от средне-

Числа, вероятно, завышены из-

Изменение среднегло-

бальной температуры

глобальной темпе-

за несовершенства моделей

(прогнозируемое)

РАСТЕНИЯ

С 75 до 26-27%

Вырубается 20 га/мин, в сред-

Сведено лесов мира

(изменение лесисто-

нем 18 расчетных лесосек

(25-30)X103

Под угрозой исчезно-

ЖИВОТНЫЕ

Истреблено

226-400 видов

Под угрозой уничтожения 1200

видов (вероятно, значительно

Ок. 80Х106 т

Добывается рыбы и

70 от прироста

морепродуктов

БИОТА В ЦЕЛОМ

Более чем в 100

Число нуждается в уточнении

Генетическое разно-

образие живого веще-

ства (снижение)

Биомасса (снижение с

510Х109 т

Предстоящее сниже-

ние до 2000 г. (по ор-

Приложение 3

Степень антропогенного

воздействия на природу

Глобальный кризис

Революция

надежности экологических

экологического

планирования

Глобальный

Энергетическая

термодинамический

революция

(тепловой) кризис

Современный глобальный

Научно-техническая

экологический кризис

революция

загрязнения (редуцентов)

и нехватки минеральных

ресурсов

Второй антропогенный

Промышленная

экологический кризис

революция

(продуцентов)

Кризис примитивного

Вторая сельскохозяйственная

земледелия

революция широкого освоения

неполивных земель

Первый антропогенный

Сельскохозяйственная

экологический кризис

революция, переход к

(консументов, перепромысла)

производящему хозяйству

Кризис обеднения ресурсов

Биотехническая

промысла и собирательства

революция

Доантропогенный

3 млн лет назад

экологический

Возникновение

кризис аридизации

человека

Экологические кризисы и революции в истории взаимоотношений человеческого общества и природы (масштаб условный) (Природопользование, 1995).

Государственное управление охраной природной среды осуществляют не только органы общего управления, но и специализированные природоохранные органы как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Органы общего управления осуществляют природоохранную деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции. Специализированные природоохранные органы решают задачи только в сфере взаимодействия общества и природы.

Поскольку компетенция этих органов по специальным вопросам охраны природы распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их называют межотраслевыми или надведомственными органами.

Федеральные органы общего управления: Президент России, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство России.

Президент РФ, согласно Конституции РФ, осуществляет следующую природоохранную деятельность: определяет основные направления внутренней и внешней экологической политики государства; организует систему центральных органов исполнительной власти России; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области охраны природной среды; гарантирует соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны природной среды.

Государственная дума РФ. Законодательную власть в области охраны природы преимущественно осуществляет Государственная дума РФ, в состав которой входят Комитет по экологии и Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам. Эти комитеты разрабатывают и осуществляют государственную политику в области экологии, природопользования и использования сырьевых ресурсов и природоохранной деятельности страны. При Комитете по экологии создан Высший экологический совет, задачами которого являются проведение экспертно-аналитических работ по разработке экологических прогнозов; консультативная помощь и экологическая экспертиза законопроектов, указов и постановлений, вносимых на рассмотрение Госдумы РФ, и экологоэкономическая экспертиза крупных природопреобразующих проектов; подготовка материалов для международных договоров и других документов по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов.

Отдел природопользования и защиты окружающей среды при Правительстве Российской Федерации принимает участие в подготовке проектов указов, законов, решений Президента и Правительства Российской Федерации, других нормативных документов, комплексных программ по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Кроме сектора экологии и охраны природы, в этот отдел входят секторы геологии и использования недр, лесного хозяйства, экологической безопасности. К функциям отдела относятся и международные проблемы, связанные с размещением и развитием производительных сил; комплексная эколого-социально-экономическая экспертиза проектов, программ и загрязненных территорий в целях принятия обоснованных правительственных решений и т.д.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в области охраны природы, обеспечивая проведение в РФ единой государственной политики в области экологии, управляя федеральной собственностью на природные ресурсы, проводя меры по обеспечению законности и соблюдению экологических прав граждан.

В соответствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей природной среды» Правительство Российской Федерации:

    координирует природоохранную деятельность министерств, ведомств и других организаций на территории РФ;

    обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ, обеспечивает население необходимой экологической информацией;

    осуществляет руководство внешними связями РФ в области охраны природы;

    организует подготовку и распространение ежегодного доклада о состоянии природной среды в России, систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования;

    принимает решения о прекращении деятельности организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;

    устанавливает порядок: образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда; разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов; определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Специализированные природоохранные органы

Министерство природных ресурсов РФ и Госкомэкология — основные исполнительные государственные органы, претворяющие в жизнь конституционные принципы и законодательные акты в области охраны природы. Министерство природных ресурсов РФ осуществляет управление Государственным фондом недр, государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а также государственный контроль рационального использования и охраны недр.

Госкомэкология РФ — Государственный комитет РФ по охране природной среды — это надведомственный природоохранный орган. Он и его территориальные органы являются специально уполномоченными органами России в области охраны природной среды. В пределах своей компетенции они координируют деятельность органов, осуществляющих природоохранные функции в соответствующих сферах управления Министерства природных ресурсов РФ, Роскомвода, Рослесхоза, Госгидромета, Роскомрыболовства, Федеральной службы геодезии и картографии России, а также других министерств и ведомств.

Госгортехнадзор РФ — Федеральный горный и промышленный надзор России. Он осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и организует надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ в промышленности центральными органами исполнительной федеральной власти, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами; осуществляет горный надзор в целях обеспечения законодательства России по безопасному ведению работ всеми пользователями недр, по предупреждению и устранению их вредного влияния на население, природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр.

Госгидромет РФ — Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Она несет ответственность за организацию и деятельность системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды.

Госкомсанэпиднадзор РФ — Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России. Он осуществляет государственное нормативное регулирование, а также специальные, контрольные и разрешительные функции в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России: санитарно-гигиеническое нормирование, совершенствование правового регулирования вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности.

Госатомнадзор РФ — Федеральный надзор за ядерной и радиационной безопасностью. Он контролирует соблюдение норм охраны природной среды и радиационной безопасности на предприятиях, использующих радиоактивные материалы.

Ряд задач по охране природы возложен на министерства и комитеты.

Минсельхозпрод РФ — Министерство сельского хозяйства и продовольствия России и Роскомзем РФ — Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ осуществляют контроль за правильным применением в сельском хозяйстве минеральных удобрений и пестицидов, внедрением интегрированных методов и особенно биологических средств борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений и животных.

Роскомвод РФ — Комитет РФ по водному хозяйству, ведет управление водными ресурсами, контроль разумного их использования и мероприятий по охране водоемов от загрязнения.

Рослесхоз РФ — Федеральная служба лесного хозяйства России контролирует работу по рациональному использованию лесных ресурсов, разрабатывает и реализует государственную программу лесовосстановления, осуществляет комплекс мер по улучшению противопожарной защиты лесов.

Роскомрыболовство РФ — Комитет по рыболовству осуществляет охрану и воспроизводство рыбных запасов, регулирование рыболовства, предотвращение загрязнения и заиления водоемов.

Минздравмедпром РФ — Министерство здравоохранения и медицинской промышленности России ведет надзор за санитарным состоянием природной среды, контроль за выполнением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения.

Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию — постоянно действующий орган, осуществляющий координацию деятельности центральных органов исполнительной федеральной власти, органов государственного управления субъектов Российской Федерации по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения, а также по рациональному природопользованию. Ее возглавляет заместитель председателя Правительства РФ.

Госкомэкологии регионов — государственные комитеты регионов по охране природной среды — основные звенья в системе Госкомэкологии России. Это главные центры области (республики, края), анализирующие и координирующие природоохранную работу в регионе. Они имеют в своем составе следующие основные подразделения: экономического регулирования природопользования; экологической экспертизы, организации государственного экологического контроля; организации ведения кадастров; аналитические лаборатории.

В городах и районах создаются самостоятельные городские и районные комитеты по охране природы, функции которых устанавливаются по соглашению местных органов управления с Госкомэкологией региона. В ряде регионов созданы межрайонные инспекции, выполняющие функции экологического контроля в нескольких районах. Руководитель Госкомэкологии региона возглавляет Координационный экологический Совет, который координирует деятельность всех природоохранных и других контролирующих органов региона.

Органы местного самоуправления в области охраны природной среды решают задачи: владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; обеспечения санитарного благополучия населения; регулирования планировки и застройки, благоустройства и озеленения территории; контроля использования земель на территории муниципального образования, их экологической охраны.

Общественные природоохранные организации

Общественные экологические организации образованы во всех регионах России. Они характеризуются разнообразием природоохранных формирований, различающихся как организационными принципами (общества, союзы, ассоциации, фонды, комитеты), так и направлением деятельности — экологическое, социальноэкологическое, эколого-культурное. В настоящее время в России действуют около 1000 неправительственных экологических организаций различного уровня. В основном преобладают небольшие по численности объединения областного, районного и городского уровней, созданные, как правило, для решения конкретных локальных проблем: фонд защиты Байкала; общественный комитет спасения Волги; экологический центр Ростова-на-Дону; дружина «Служба охраны природы» (Казань); экологическая группа «Родник» (Зеленоград); клуб «Экология» (Волгоград); ассоциация «Экология и мир» (Вознесенск); Союз «Чернобыль» и др. Появились объединения отдельных формирований во всероссийские организации: Социально-экологический союз, Экологический союз, Всероссийское общество защиты животных и др. Гринпис официально открыл свое представительство в России 30 июня 1990 г.

ВООП — Всероссийское общество охраны природы. Это самая массовая организация по охране природы в России. Первичные организации ВООП создаются на фабриках, заводах, шахтах, в колхозах, совхозах, высших и средних учебных заведениях, школах. Они объединяются в городские, районные, областные, краевые и республиканские отделения. Верховный орган общества охраны природы — съезд, созываемый обычно раз в 4 года. Он избирает Центральный совет, который выбирает президиум. При президиуме общества организованы секции леса, озеленения, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д., которые ведут научно-методическую работу по каждому из указанных направлений деятельности. Комплексные проблемы рассматривает научно-технический совет общества. Аналогичные подразделения имеются в областных и краевых отделениях.

ВООП, его подразделения в республиках, краях и областях Российской Федерации, а также экологические общественные объединения, включающие более 500 организаций, групп, решают, дополняя друг друга, важные природоохранные задачи: борьба против сооружения АЭС и ГЭС в различных регионах, против строительства скоростной железнодорожной трассы Москва-СанктПетербург, Нижнеобской ГЭС и т.д. На местах возникают также общественные инспекции, в частности, молодежные — голубые и зеленые патрули. Первичные организации общества охраны природы занимаются посадкой деревьев вдоль дорог и каналов, облесением оврагов, проводят множество других мероприятий. Члены общества борются с расхитителями природных богатств и браконьерами.

ФНПР — Федерация независимых профсоюзов России

ФНПР активно участвует в работе по законодательному закреплению прав профсоюзов в области охраны природной среды, постоянно контролирует и оказывает помощь предприятиям и организациям в выполнении обязательств, включенных в раздел «Охрана труда и экологическая безопасность» Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей и Правительством РФ.

Экологические и природоохранные общественные объединения в соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» имеют следующие права:

    разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности;

    требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении природной среды, мерах ее охраны;

    создавать общественные фонды по охране природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

    проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

    организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;

    требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

    ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.

На железнодорожном транспорте

В соответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 17-ФЗ от 10 января 2003 г. одной из главных функций отрасли является обеспечение экологической безопасности .

Управление природоохранной деятельностью на железнодорожном транспорте осуществляется во всех подразделениях ОАО «РЖД». Основными задачами такой деятельности являются:

Организация работ по созданию и внедрению природоохранных и экологически прогрессивных технологий;

Участие в подготовке отраслевой и дорожной экологических программ и осуществление их реализации в установленные сроки;

Подготовка докладов о фактическом положении и мероприятиях по охране окружающей среды на железнодорожном транспорте;

Сбор и обработка отчетной экологической информации;

Проведение периодических проверок выполнения природоохранных мероприятий.

Управление природоохранной деятельностью в ОАО «РЖД» осуществляет Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля (ЦБТ). На железных дорогах эта функция возложена на отделы охраны природы (НОП), в отделениях дороги - на секторы охраны природы (НОДОП). Эти отделы и секторы напрямую подчиняются главным инженерам соответствующих подразделений и находятся в оперативном подчинении ЦБТ.

На линейных предприятиях исполнительным лицом является, как правило, специалист-совместитель (например, в вагонных депо обычно это инженер техотдела). На некоторых предприятиях, являющихся наиболее крупными источниками загрязнения окружающей среды (шпалопропиточные заводы, некоторые локомотивные депо), существует должность инженера по ООС.

Экологические программы железнодорожного транспорта

Ежегодно принимается дорожная экологическая программа, представляющая собой перечень планируемых на год мероприятий по снижению выбросов, сбросов, экономии водных ресурсов и утилизации промышленных отходов. Для каждого мероприятия указываются: наименование, обоснование необходимости выполнения, источник и планируемый на год объем финансирования, планируемый срок исполнения и экологический эффект (снижение сбросов, выбросов, количества отходов).



Для ОАО «РЖД» экологическая программа принимается на 3 - 5 лет. В ней планируются наиболее важные природоохранные мероприятия.

Экологическая паспортизация предприятий.

Экологическая госстатотчетность

Экологический паспорт предприятия (ЭПП) – нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием природных ресурсов и определению влияния его производства на окружающую среду, а также производственно-технические данные. Основные требования к содержанию и оформлению ЭПП установлены ГОСТ 17.0.0.04-90.

Также с 15.07.2001 г. в России введен ГОСТ Р 17.0.0.06-00 «Экологический паспорт природопользователя». Информационная база такого экопаспорта, содержащего 80 таблиц (в ЭПП –18), должна поддерживаться в режиме постоянной корректировки. В случае изменения технологий, объема загрязнения, формы собственности и т.п., природопользователь должен вносить изменения в экопаспорт. Экопаспорт следует разрабатывать и вести с помощью ПЭВМ. Контроль правильности его заполнения осуществляют территориальные подразделения МПР.

Заполнение экопаспортов обязательно только для предприятий критических отраслей экономики, к которым железнодорожный транспорт не относится. Поэтому в ОАО «РЖД» приняты другие формы паспортизации. Например, в энергетическом паспорте предприятия (заполняется при проведении энергетического самообследования подразделений ОАО «РЖД») ООС отражается в формах 5 («Плата за охрану окружающей среды»), 15 («Суточное водопотребление и водоотведение») и 19 («Баланс водопотребления и водоотведения»). В форме 5 приводятся сведения о выбросах котельной и платежах за них. В форме 15 отражаются все потребители воды, и рассчитывается их водопотребление и водоотведение (в соответствии с нормами, разработанными ВНИИЖТ). В форме 19 отражается водопотребление, водоотведение и безвозвратные потери воды.

Предприятия железнодорожного транспорта ежегодно представляют вышестоящей организации, а также государственным статистическим и природоохранным органам госстатотчетность форм 2-тп (водхоз), 2-тп (воздух), 2-тп (токсичные отходы) и 4-ос (содержит сведения о текущих затратах по охране окружающей среды, экологических платежах и плате за природные ресурсы).

В настоящее время для линейных предприятий железнодорожного транспорта внедряются экологические карточки (ЭК). Например, на Свердловской железной дороге она включена в стандарт по ООС . ЭК – упрощенный вариант ЭПП, она заполняется ежегодно и содержит 4 основных раздела: выбросы в атмосферу, водопотребление и водоотведение, отходы производства и потребления, экологические и природоресурсные платежи. Предполагается сделать ежегодное заполнение ЭК обязательным для всех линейных предприятий.

Государственное управление природоохранными мероприятиями входит в систему управления всем народным хозяйством. Оно организуется в соответствии с Конституцией РФ и основывается на Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.

Подразделения, регулирующие природоохранную деятельность, представлены в органах законодательной, исполнительной и судебной властей.

В составе Государственной Думы действует Комитет по вопросам экологии и рационального использования природных Ресурсов. К компетенции представительной власти относится определение государственной политики в области охраны окружающей среды, утверждение государственной экологической программы, определение полномочий местных органов представительной власти и т.п.

В структурах исполнительной власти имеется значительное число органов, осуществляющих управление и контроль в различныx областях природопользования.

При Совете Безопасности РФ действует Межведомственная комиссия по экологической безопасности.

Природоохранные функции (в той или иной степени) выполняют:

Министерство природных ресурсов РФ, образованное в 1996 г. на базе двух упраздненных комитетов: Комитета РФ по водному хозяйству и Комитета РФ по геологии и использованию недр;

Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз).

Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем);

Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт);

Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);

Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография);

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);

Федеральный надзор России по ядерной и промышленной безопасности (Госатомнадзор);

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);

Министерство здравоохранения РФ, одной из функций которого является санитарно-эпидемиологический надзор.

Главным аналитическим и координирующим центром природоохранной деятельности в Российской Федерации является Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкология).

Госкомэкология России осуществляет:

Комплексное управление природоохранной деятельностью в стране;

Координацию деятельности министерств и ведомств России в этой области;

Государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, а также полезных ископаемых:

Утверждение экономических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения;

Государственную экологическую экспертизу генеральных схем развития и размещения производительных сил страны;

Контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ;

Руководство заповедным делом;

Организацию распространения знаний о природе среди населения, международные связи по вопросам природопользования и др.

Основным звеном в системе Госкомэкологии являются региональные (республиканские, краевые, областные) органы этого Комитета, имеющие в своем составе: подразделения экологического регулирования природопользования, экологической экспертизы, аналитические лаборатории, организации государственного экологического контроля, организации ведения кадастров.

Участие судебной власти в управлении природопользованием пока что очень незначительно. Первая природоохранная прокуратура и специализированное управление внутренних дел с целью защиты и охраны природных богатств Каспийского моря и низовий рек Волги и Урала была образована в 80-х гг. Затем природоохранные прокуратуры появились в районе озера Байкал, была создана Азово-Черноморская природоохранная прокуратура. Единой системы этих органов пока не сформировано.

Ускоренное развитие промышленного производства и недостаточная подготовленность современного общества к осуществлению необходимых защитных действий приводит к возрастанию уровня аварийной опасности в техногенной сфере. По данным мировой статистики, более половины крупных промышленных катастроф произошли в течение последних двух десятилетий. Однако и в нормальном, безаварийном режиме работы накопленный производственный потенциал создает серьезную экологическую угрозу в результате эмиссии разнообразных отходов производства, постепенная концентрация которых может привести к утрате пригодных для жизни свойств среды обитания, поскольку ассимиляционные возможности ее ограничены. Промышленное производство принято считать основным источником экологических проблем и, хотя это не совсем справедливо (ведь главным загрязнителем воздуха в крупных городах является автотранспорт, а основным потребителем воды во многих странах - жилищно-коммунальное хозяйство), природоохранная деятельность предприятий является непреложным условием реализации экологической политики государства.

Природоохранная деятельность объединяет все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на природную среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала. Это создание и внедрение малоотходных, безотходных и энергосберегающих технологий, строительство и эксплуатация очистных и обезвреживающих сооружений и устройств, размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, контроль за состоянием природной среды и т.д. В соответствии с рекомендациями конференции европейских статистиков, изложенными в Единой европейской стандартной статистической классификации природоохранных объектов и расходов на охрану окружающей среды (Париж, 13-17 июня 1994 г., документ CES/ 822), в целях обеспечения единого подхода к понятиям «виды природоохранной деятельности» и «природоохранные затраты» в странах СНГ были приняты классификаторы видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды.

В классификаторе выделяются две конкретные формы природоохранной деятельности - текущая природоохранная деятельность и природоохранные мероприятия.

Текущая природоохранная деятельность - это непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окружающей среды. Она связана в основном с эксплуатацией, а не созданием основных фондов природоохранного назначения. Природоохранные мероприятия - это природоохранная деятельность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния окружающей природной среды или создания условий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероприятий может быть создание основных фондов природоохранного назначения.

В классификаторе указаны наиболее характерные виды природоохранной деятельности в разрезе отдельных видов природной среды:

  • охрана атмосферного воздуха;
  • охрана водных ресурсов;
  • охрана земель и недр;
  • охрана биоразнообразия и ландшафтов, в том числе охрана лесных ресурсов и нелесных растительных комплексов, охрана и воспроизводство животного мира, комплексные направления природоохранной деятельности (создание, развитие и обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий и объектов);
  • специальные сферы природоохранной деятельности (обращение с отходами производства и потребления, борьба с шумом и вибрацией);
  • управление и контроль в области природоохранной деятельности.

В соответствии с видами природоохранной деятельности выделяются следующие затраты экологического назначения:

  • текущие затраты предприятий, организаций и учреждений на охрану окружающей среды;
  • затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения;
  • капитальные вложения в охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (прямые и сопряженные).

На уровне субъектов хозяйствования управление рациональным природопользованием и природоохранной деятельностью осуществляет их администрация. Функции управления охраной окружающей среды на предприятиях состоят в выработке экологической политики производства, планировании природоохранных мероприятий, эксплуатации основных природоохранных фондов и контроле за выбросами (сбросами) загрязнений. Реализация их должна способствовать совершенствованию технологии производства, ремонтно-эксплуатационных и наладочных работ, безаварийной работе оборудования, своевременному выполнению планово-предупредительного и текущего ремонта.

К природоохранному комплексу предприятий относятся группы охраны природы при главном инженере, главном энергетике или главном технологе, участки очистных сооружений и водоканализа- ции, газопылеулавливающие установки, санитарно-промышленные лаборатории. Число работающих в природоохранных подразделениях может составлять 3-5% от общей численности рабочих. Как правило, один из заместителей директора предприятия является ответственным за охрану природы. Определенные природоохранные функции выполняет и отдел техники безопасности: осуществляет проверку работы вентиляционных, санитарно-технических систем и т.п. Важное место в природоохранной деятельности принадлежит заводским лабораториям, которые осуществляют контроль за состоянием сточных вод, работой очистных сооружений. Их деятельность, в свою очередь, контролируется районными санитарно-эпидемиологическими станциями, органами системы водоочистки МПР России.