Все о тюнинге авто

Художественная культура междуречья. Культура месопотамии Изразцы вдоль «Дороги процессий»

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Образование Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) и ее социальное устройство. Предыстория Двуречья: шумеро-аккадская культура. Мировоззрение: культы, верования, письменность, литература и мифология. Технические достижения, строительство и архитектура.

    реферат , добавлен 29.06.2009

    Возникновение и развитие культуры Двуречья, её значение для мировой культуры. Культура Шумеро-аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство. Древний и Новый Вавилон, культура Ассирии, мифология Месопотамии.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Древнейшая культура народов Месопотамии: вавилоно-ассирийская, шумеро-аккадская. Расцвет городов, изобретение клинописи, летоисчисления. Культ и его особенности. Научные знания: медицина, математика, литература, развитие астрономии и астрологии.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата, основные этапы ее развития. Культура Шумера, его письменность, наука, мифологические сказания, искусство. Культура Ассирии: военное устройство, письменность, литература, архитектура, искусство.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Убежденность шумеров в том, что они созданы богами для того, чтобы приносить им жертвы и работать на них. Развитие религии и мифологии в Месопотамии. Письменность, литература и наука, первые шумерские иероглифы. Архитектурные формы шумерского зодчества.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Расцвет культуры и искусства Месопотамии во время существования Ассирийской державы. Господствующая роль религии в идеологической жизни Древней Месопотамии. Роль письменности в становлении культуры древнего общества. Упадок месопотамской цивилизации.

    презентация , добавлен 06.04.2013

    Зарождение культур Месопотамии и Руси. Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси. Образование и наука. Литература. Летописи–особый жанр древнекиевской литературы. Архитектура. Особенности искусства Ассирии и Киевской Руси.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2007

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Культура Древней Месопотамии" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Культура Древней Месопотамии

Слайд 2

Слайд 3

Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют «прародителем современной цивилизации» А ведь до середины 19-го века никто о нём даже не подозревал Время стерло Шумер из анналов истории и, если бы не лингвисты, возможно мы бы никогда не узнали о Шумере… Столетия умы ученых и теологов поражают месопотамские тексты, являющиеся переработкой шумерских Из текста халдейской Книги Бытия следует, что не менее чем за тысячу лет до нее существовал текст Истории Творения, написанный на старом вавилонском диалекте…

Шумеры – «черноголовые»

Слайд 4

Открытие культуры шумеров

Об особенностях культурного развития древних цивилизаций, возникших в бассейнах рек Тигра и Евфрата в Передней Азии, стало известно в начале ХIХ в после сенсационных открытий французского консула Поля – Эмиля Ботта Он обнаружил в одной из арабских деревушек рельефы с изображением диковинных зверей, некогда украшавших ассирийский царский дворец Ашшурбанапала

Слайд 5

Тайна Шумеров

За последние полтора столетия на месте шумерских городов археологи обнаружили тысячи текстов и иллюстраций по астрономии, математике Большой фрагмент таблички с математическими упражнениями, датированный 1700 г. до н.э., содержит геометрические формы с математическими уравнениями на аккадском языке

Слайд 6

Тайна Шумеров - -неофициальная версия

В государственном устройстве этот народ имел все атрибуты современного развитого государства: суд присяжных, двухпалатную систему парламента, состоящую из избираемых депутатов, гражданские советы (аналог комитетов самоуправления) Их культуре свойственны удивительные музыкальные достижения, они увлекались танцами В медицине использовали фитотерапию, хорошо знали анатомию и химию, фармацевтику, астрономию и многие разделы современной математики)

Слайд 7

Тайна Шумеров - неофициальная версия

Среди них - по фундаментальной математике, вычисление площадей сложных фигур, извлечение корней, решения уравнений с двумя и тремя неизвестными, так называемые золотые пропорции и числа Фибоначчи Шумеры использовали сложнейшую шестидесятеричную систему исчисления, базировавшуюся на комбинации чисел б и 10 Сложные системы исчисления подобного рода стали использоваться с появлением компьютерной технологии В шумерских текстах содержатся сведения о происхождении, развитии и строении Солнечной системы, включая список и характеристики планет...

Слайд 8

Тайна Шумеров неофициальная версия

Развитое ткацкое дело и текстильная промышленность Прогрессивное эффективное сельское хозяйство могли бы стать примером для аналогичных современных отраслей Высокоразвитая религия, удивительные храмы… Все это Шумерия, располагавшаяся в южной части современного Ирака на территории древней Месопотамии

Слайд 9

Тайна Шумеров (неофициальная версия)

Многие поколения ученых бились над загадкой этой появившейся до времени цивилизации, но загадок оставалось более чем достаточно... Что же такое Шумерия? Гениальная народность, появившаяся, как непонятый Леонардо да Винчи в Италии, раньше срока на планете Земля или…?

Слайд 10

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия

    2 класс

    Презентацию подготовила

    Преподаватель ИЗО

    МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

    Джасте Саида Юрьевна


    • Самыми первыми мировыми цивилизациями были Месопотамия, Древний Египет, Долина Инда и Древний Китай. Другие крупные цивилизации тоже возникали вблизи больших рек, так как плодородные прибрежные почвы позволяли людям успешно заниматься земледелием.

    • Одними из первых, в IV тыс. до н.э., возникли древние государства Месопотамии - страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Сирийской степью на западе и горными районами Ирана на востоке (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную, благодаря речным наносам, долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.
    • Месопотамия означает «земля между рек». К 5 тысячелетию до н.э. земледельческие общины Месопотамии, образовавшиеся на плодородных берегах Тигра и Евфрата, достигли своего расцвета. На юге сложилось Шумерское царство.

    Шумер и Аккад


    Шумер и Аккад

    Древнейший город (IV тыс. до н.э.) Междуречья - Урук (реконструкция II - III тыс. до н.э.)

    • Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысячелетия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией.

    • В разных городах верили в разных богов. Им строили многоступенчатые башни – зиккураты («жилище богов»), с храмом на вершине. Первый зиккурат был построен в Уре.
    • Боги были покровителями городов. В одном городе, это был бог Солнца – Шамаш, в другом – бог Луны Син. Почитали бога Эа – ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.



    • Ученые-жрецы занимались математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием Древних жителей Междуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов. Шумеры почитали также число 12. Особенно чтили они число 7. Они обозначали 7 тем же знаком, что и всю Вселенную. Выражали этим числом шесть главных направлений (вверх, вниз, вперед, назад, влево и вправо) да еще то место, от которого идет этот отсчет. У шумеров, у вавилонян и ассирийцев в храмах было семь ступеней, освещались эти храмы семисвечниками, они знали семь металлов и т.д.

    • Шумеры создали и уникальную форму письменности - клинопись.
    • Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне.
    • Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы.

    Эпос о Гильгамеше

    • Одним из древнейших литературных памятников того времени является «Эпос о Гильгамеше» на аккадском языке (переведен с более раннего шумерского текста). Поэма была создана в II тыс. до н.э. Гильгамеш, царь шумерского города Урука, в поэме представлен как сын богини и полубога. Храбрец и силач. Он решается померяться силой с богами и узнать тайну бессмертия. Через 12 лет он

    возвращается к стенам своего города Урука (цветок бессмертия крадет у него змея), видит его стены и понимает, что его бессмертие, это величественный и красивый город, который он оставит своим потомкам.



    Шумер и Аккад

    HongNian Zhang . Саргон Великий - рождение Аккадского царства

    • Примерно в 2370 г. до н.э. царь Саргон I , правитель Аккада – города на севере Месопотамии, завоевал Шумерское царство и создал империю, просуществовавшую 200 лет. позднее Шумерское и Аккадское царства стали частью Вавилонской империи Хаммурапи.


    • Топлива было мало, и кирпичи не обжигали, а сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла проехать повозка. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах – насыпях. С середины III тыс. до н.э., шумеры первыми начинают использовать в строительстве арки и своды.

    Белый храм в Уруке

    Фрагмент орнаментальных узоров на поверхности Красного здания в Уруке


    Храм богини Нинхурсаг (матери богов и лесистых гор)

    Рельеф притолоки храма Нинхурсаг с Имдугудом и оленями.

    Нинхурсаг

    Храм Нинхурсаг в Убаиде. Раннединастический период, сер. III тыс. до н.э.

    • Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре. Он построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах – горельефы лежащих бычков. У входа в храм – две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

    Голова Саргона Древнего, Ниневия

    Рельеф Урнанш, правитель города Лагаша

    • Так как исходным материалом для развития искусства была глина, а не камень, то пластичность и мягкость глины обусловило плавность линий, а не угловатость и плоскостность. Месопотамский рельеф и скульптура не высекаются, а лепятся от руки, поэтому нет фронтальности в изображении, а есть объемность, будь то скульптура или барельеф. Сюжеты рельефов и скульптур – культовые процессии, цари и жрецы в общении с богами, битвы и победы над врагом, закладка храма царями и царская охота.

    • Шумерская скульптура была культовой, посвятительной. Единого изобразительного канона не было. Человек изображался условно, схематически, без точных соблюдений пропорций и портретного сходства, большое значение придавалось выразительности поз, жестам и глазам. Например, женская скульптура из Лагаша или скульптура мужа и жены.
    • Чаще, скульптуру заказывали для того, чтобы поставить их в храмы, где они должны были молиться богам за своих реальных хозяев (такие скульптурки назывались адорантами ) их большие уши символизировали мудрость, а также, то, что молитва будет услышана богом.
    • Больше всего, поражали глаза, которые были большими, глубоко посаженными и инкрустировались цветными камнями, что придавало взгляду выразительность. Руки обычно сложены на груди. Скульптуры были небольшими – 15-20 см.


    Геральдический мотив серебряной вазы Энтемены.

    • В шумерском искусстве множество изображений животных. Например, один сюжет присутствует на медном рельефе, добытом из раскопок в Уре и серебряной вазе Энтемены, царя Лагаша. На первом, объемное изображение подчеркивает величественность рисунка – это изображение орла и двух оленей, причем не в профиль, а в фас. На втором, композиция повторяется четыре раза, с добавление двух львов, двух коз. Не смотря на символическое изображение борьбы, поза животных совершенно спокойна.

    Ваза Энтемены из Лагаша : корпус из серебра , днище из меди.


    • В скульптуре животных, явный акцент делается на мощь и устрашение. Как правило, это либо бык, либо царь зверей – лев. Для того чтобы, придать образу гнев и сверкающий взгляд, их изображали с высунутым языком и глазами из цветных ярких камней.
    • Художники того времени очень реалистично умели предавать изображения животных, их движение.

    Что шумеры сделали первыми на Земле:

    • открыли колесо,
    • изобрели гончарный круг,
    • научились отливать бронзу (т.к. для этого нужно олово, а оно не добывалось на их землях и в соседних странах, шумеры установили торговые отношения с народами долины Инд и привозили олово оттуда),
    • научились делать цветное стекло,
    • внесли свой вклад в развитие астрономии (древнейшие календари и наблюдения за планетами – отсюда точное ведение земледельческих, ирригационных работ),
    • открыли практическую математику (вычислили продолжительность года, месяца, дня, стали применять цифры в написании чисел, сложение, вычитание, умножение, деление, таблица квадратов и кубов, таблица обратных чисел),
    • открыли геометрию (вычислили площади геометрических фигур, нашли число «пи»),
    • создали библиотечные каталоги,
    • создали рецептурные справочники,
    • составили правовые кодексы,
    • создали профессиональную армию,
    • создали первые в мире художественные книги (в виде серии глиняных табличек) и многое другое.

    В то же время надо понимать, что в те времена жизнь проходила под чередой непрерывных войн. Не было миролюбивых царей. Города–государства постоянно соперничали друг с другом.

    КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

    НИКИТИНА Ю.И.


    Шумеро-аккадская культура XXVII–XX вв. до н. э.

    • Архитектура
    • Создаются многочисленные храмы, украшенные произведениями скульптуры и живописи. Распространяется уникальный тип культовых построек – зиккурат. Памятники эпохи: «царские гробницы» в Уре, подземные и надземные усыпальницы царей, овальный храм в Хафафже, дворец «А» в Кише с колонным залом и стенной мозаикой.

    Религия и письменность

    Религиозная система основана на поклонении сложному пантеону богов и обожествлении власти царя. Распространяются различные типы письма: рисунчатое и клинописное. Таблички с клинописью представляют из себя учебные тексты, списки богов, математические задачи, перечень лекарственных трав, литературные каталоги. Сохранился древнейший свод законов (2112 г. До н. э.) Ур-Намму.


    Искусство

    Впервые в украшении зданий применены круглая скульптура и рельеф. Сохранились стелы царя Эанатума с рельефными изображениями и царя Нарамсуэна со спиралевидным снизу вверх изображением, скульптурные медные и каменные портреты правителей, шедевры ювелирного искусства из сердолика, лазури и золота.


    Ассиро-вавилонская культура XIX–VII вв. до н. э.

    • Архитектура
    • К памятникам эпохи относятся: дворцовохрамовый комплекс и зиккурат в Мари, храм Караиндаша в Уруке, храм Иштар, архитектурный комплекс дворцакрепости Саргона II.

    Религия, наука, литература

    Шумерская письменность распространяется по всей Передней Азии. Аккадское письмо переживает свой расцвет. Сохранились ассирийские записи литературного вавилонского канона «Нисхождение Иштар», эпос о Гильгамеше, кодекс законов Хаммурапи, первые астрономические тексты. Создаются частные, храмовые и казенные школы. В VII веке до н. э. были написаны анналы – первые летописи. Была собрана библиотека Ашшурбанипала в Ниневии.


    Искусство

    Памятники эпохи: стела царя Хаммурапи с рельефными изображениями царя и бога солнца и правосудия Шамаша, глиняные статуэтки личных божеств и гениев – хранителей дома, росписи дворца в Мари с попыткой перспективного изображения), статуи крылатых быков и львов (5,5 м) у дворца Саргона II. Было предпринято функциональное соединение архитектуры и скульптуры в статуе богини Иштар (полая статуя соединена с водой канала).


    Культура Нововавилонского царства VII–VI вв. до н. э.

    Архитектура Из памятников эпохи сохранились: архитектурный ансамбль Вавилона (10 кв. км), три дворца Навуходоносора, облицованные глазурованным кирпичом, «висячие сады» Амиты – жены Навуходоносора, храмовая башня «Эсагилы» – семиярусный зиккурат, т. н. Вавилонская башня, храмовый комплекс Изиды, «Ворота Иштар» – 4 башни с арками.


    Религия, литература, наука и техника

    Создано арамейское алфавитное письмо из 20 знаков. Проведены социальнорелигиозные реформы Набонида. Организована астрономическая регулярная служба. Сооружен 400-километровый канал Паллуката между Тигром и Ефратом.


    Искусство

    Сохранились рельефные изображения животных и фантастических существ из глазурованного кирпича. Был создан музей Навуходоносора с коллекцией произведений искусства. Совершенствовалась глиптика – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.


    Пантеон вавилонских Богов (в скобках указан шумерский вариант имени)

    Ану (Ан) - Бог Неба, отец богов Эллиль (Энлиль) - Бог Земли и воздуха, властитель плодородия и судеб людей, наслал Всемирный Потоп Эйя (Энки) - Бог водной стихии, покровитель ремесла и мудрости, создал людей Шамаш (Уту) - Бог солнца, правды и справедливости Син (Нанна) - Бог Луны Иштар (Инанна) - Богиня любви, плодородия, войны, дочь Сина

    Учитель истории школы 229 Кораблева Н.Л.

    Задание:

    ЗАДАНИЕ:
    По ходу презентации выделите особенности
    культуры Междуречья
    Определите ее отличие от культуры Египта

    Основы культуры Междуречья
    закладываются в Шумере – области
    нижнего течения Тигра и Ефрата.
    Первые поселения появились на
    юге этого географического района
    в плодородной низменности,
    у впадения рек Тигра и Евфрата в
    Персидский залив, который в те
    времена вдавался значительно
    глубже в сушу.

    ГОРОД УР

    Основан в устье
    Евфрата в 5 тыс. до н.э.
    Город известен как
    родина Авраама.
    Стал известен благодаря
    раскопкам, которые
    производились в 19221934 гг. под руководством
    английского археолога
    Л. Вулли.

    Город Ур

    ГОРОД УР
    Это был город, построенный в шумерских
    традициях, овальный в плане с главной осью,
    ориентированной с юго-востока на северозапад.
    В Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что
    соответствовало населению, с учетом
    домашних рабов, 40-50 тыс. жителей.

    План г. Ур
    Мощные стены, сложенные из сырцового
    кирпича, достигали толщины 25-32 м.
    В северо-западной части города на холме,
    искусственно расширенном в виде террасы,
    размещался дворцовый и храмовый комплекс
    Ура, посвященный культу
    бога
    луны Наннара.

    ЗИККУРАТ города уР (реконструкция)

    ЗИККУРАТ ГОРОДА УР (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

    Зиккурат представляет собой ступенчатую
    пирамиду, на вершине которой помещалось
    небольшое святилище. Нижние ярусы
    зиккурата, как правило, окрашивали в
    черный цвет,
    средние - в
    красный, верхние - в белый

    ЗИККУРАТ

    Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь
    внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из
    обожженного кирпича, скрепленного битумным
    раствором.
    Зиккурат имел основную платформу высотой 15
    м и размерами 62,5 х 43м; её грани,
    облицованные обожженным кирпичом, были
    слегка наклонены внутрь – для большей
    устойчивости; наверх вели три лестницы,
    соединявшиеся у каменной террасы

    ЗИККУРАТ УРА (современный вид)

    ЗИККУРАТ УРА (СОВРЕМЕННЫЙ ВИД)

    Шумерская гептограмма

    ШУМЕРСКАЯ ГЕПТОГРАММА

    ВАВИЛОН

    Вавилон (“Бабилу”- “врата бога”) впервые упоминается в III
    тысячелетии до н.э. До этого на левом берегу Евфрата, повидимому, было небольшое поселение, не имевшее особого
    политического значения.
    Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.)
    Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в
    правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). До нас почти
    не дошли сооружения этого периода, поскольку город
    неоднократно подвергался сильным разрушениям.
    Вплоть до конца XIX в. Вавилон был неизвестен, и лишь благодаря раскопкам,
    проведенным под руководством немецкого ученого и архитектора Р. Кольдевея,
    этот город вновь стал достоянием человечества.
    Раскопки производились с 1899 по 1914 г и результаты этих раскопок дали
    удивительный материал, относившийся главным образом к VII-VI вв. до н.э.

    Город Вавилон занимал обширную территорию,
    насчитывавшую 20 кв.км и внешними крепостными
    стенами протяженностью 18 км.
    Внутри этой территории располагался собственно город,
    занимавший оба берега реки Евфрат, и в свою очередь
    укрепленный крепостными стенами. Территория
    внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность
    крепостных стен 8360м.
    Укрепления состояли из глубокого рва, наполненного
    водой, соединявшегося с Евфратом, и крепостных стен,
    построенных из сырцового и обожженного кирпича
    толщиной около 30 м.
    Через каждые 20 м находились крепостные башни. Город
    делился на две части.

    В город вело восемь ворот и все ворота назывались
    именами различных богов.
    Главными были северо-западные - ворота богини Иштар.
    Этот вход был защищен цитаделью с четырьмя
    массивными башнями и арочными проходами между
    ними. Башни были облицованы глазурованной керамикой
    с орнаментом и устрашающими изображениями львов,
    быков, фантастических чудовищ. Кроме этих ворот,
    существовали еще ворота бога луны Сина, ворота
    главного вавилонского божества Мардука, ворота бога
    земли Энлиля, ворота бога солнца Шамаша, ворота бога
    грозы и бури Адада, а также ворота Лугалгирра и Ураш.
    Все эти ворота соединялись между собою улицами,
    разрезавшими город почти на равные части.

    ВОРОТА ИШТАР

    Главные улицы города предназначались для религиозных процессий.
    Так, например, особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года.
    Новогодний праздник начинался в марте месяце, поскольку вавилоняне
    следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось
    религиозными обрядами на башне-зиккурате Этемененнаки, откуда жрецы вели
    наблюдения за звездами; затем статую Мардука выносили из храма, погружали
    на корабль и везли вверх по течению Евфрата за пределы внутреннего города.
    Там, в специальном храме, называвшемся “Домом Нового года”, служили
    молебен, и на десятый день торжественная процессия направлялась к воротам
    богине Иштар. Впереди жрецы несли статую Мардука, за ними следовали
    приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу Процессий,
    которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед
    воротами Иштар 16 м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями
    львов и грифонов золотистого цвета на ярко-синем фоне крепостных стен и ворот
    Иштар. Изображения были выполнены из глазурованного кирпича, которым были
    облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворога
    богини Иштар и направлялась но улице Процессий в сторону центра города.
    “Дорога процессий” 7,5 метров шириной, мощеная каменными плитами шла на
    юг от ворот Иштар.

    Изразцы вдоль «Дороги процессий»

    ИЗРАЗЦЫ ВДОЛЬ «ДОРОГИ ПРОЦЕССИЙ»

    Основное население Вавилона составляли купцы, ремесленники,
    землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами
    целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной
    хижинах, расположенных на окраине города. Низший, бесправный слой
    городского населения составляли рабы, по большей части военнопленные,
    которые выполняли все виды работ от ремесленного производства до тяжелого
    труда чернорабочих.
    Ремесла в Вавилоне процветали самые разнообразные. Представители
    отдельных ремесел селились на определенных улицах. Так, в Вавилоне
    существовали улицы ювелиров, ткачей, гончаров и т.д.
    Жилая часть города была разбита на регулярные квадраты, разделённые
    узкими, шириной 4 метра, улицами. Жилые дома как большие, так и малые,
    строились по одной и той же схеме: комнаты группировались вокруг внутреннего
    двора, часто замощенного обожженным кирпичом; иногда в центре двора
    находился очаг. Главные помещения жилого дома всегда располагались на
    южной стороне двора и были обращены к северу своими проёмами. Античные
    историки указывают на существование в Вавилоне 3- 4 этажных домов, но
    рядовую застройку составляли одно и двух этажные дома с плоскими кровлями и
    с террасами наверху.

    Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой
    город сказочного богатства, огромный, населенный
    несметным числом жителей.
    Действительно, в период правления Навуходоносора II
    в Вавилоне было около 360 тыс. жителей, из которых
    во внутреннем городе проживало 80 тыс. Масштабы
    его сооружений, мощность крепостных стен - все это
    поражало взор чужестранцев.
    Позднее Вавилон пришел в полное запустение и
    вскоре забыли не только о его существовании, но и
    даже о его местоположении.

    АССИРИЯ

    Столицей Ассирии была Ниневия, город, соперничавший с
    Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов.
    К сожалению, нельзя судить о планировке крупнейшей
    столицы Ассирии IX-VII вв. до н.э. - Ниневии, поскольку в
    612 г. до н.э. она была стерта с лица земли царем
    Набопаласаром из Вавилона.
    Известен лишь украшенный барельефами северный
    дворец Ашшурбанипала, который был раскопан
    экспедицией П.Э. Ботта в 1842 г. Найденные остатки
    Южного дворца Ассархаддона, архива и библиотеки не
    позволяют с достоверностью судить об очертаниях города
    и расположении его главных улиц.

    Врата Шамаша (реконструкция)

    ВРАТА ШАМАША (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

    Ассирийцы заимствовали религию, культуру и
    искусство Вавилонии.
    Они установили в беспокойном Двуречье свой
    державный порядок, создали единое мощное
    государство.
    Ассирийское искусство от начала I тысячелетия
    до н. э. и до крушения ассирийской державы в
    конце VII в. до н. э. было целиком исполнено
    пафосом силы, прославляло мощь, победы и
    завоевания ассирийских властителей

    ШЕДУ

    Величественны и фантастичны некогда возвышавшиеся у входа в
    знаменитый дворец царя Саргона II, близ Ниневии, грандиозные
    крылатые быки в тиарах, с высокомерными человеческими
    ликами, сверкающими глазами, с огромными, прямоугольными,
    сплошь закрученными мелким завитком бородами; каждый бык -
    с пятью тяжелыми, все под собой попирающими копытами.
    Эти чудовища - «шеду» клинописных текстов считались
    покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в
    технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую
    скульптуру. Моделируя их, скульптор использовал богатство
    светотеневых эффектов.
    Характерно, что скульптор хотел показать чудовище одновременно
    и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить
    лишнюю ногу, и таким образом получилось, что смотрящий на
    фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль идущей.

    Крылатые быки из дворца Саргона II

    КРЫЛАТЫЕ БЫКИ ИЗ ДВОРЦА САРГОНА II
    Оригинал – Лувр, Париж
    Копия – музей им. Пушкина,
    Москва

    Длинные ленты рельефов тянулись на уровне
    человеческого роста по залам ассирийских
    дворцов. В хорсабадском дворце рельефом
    было занято 6000 кв. м.
    Исследователи считают, что существовали
    картоны, по которым художники наносили общие
    контуры изображений, в то время как
    бесчисленное количество помощников и
    учеников копировали отдельные сцены и
    исполняли детали композиций.

    Сюжетами композиций были главным образом война,
    охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец,
    сцены религиозного содержания.
    Главное внимание сосредоточивалось на тех
    изображениях, где царь являлся центральной фигурой.
    На его прославление направлен был весь труд
    ассирийских художников.
    Задачей их было также подчеркнуть и физическую
    силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах
    огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их
    часто скованы условной канонической позой и
    тяжелой, пышной одеждой.

    Царь! Он не небожитель, не воплощенный бог, как в
    Египте, но всемогущий земной повелитель, меч которого -
    высший закон. Всюду лицо царя величаво, деспотически
    сурово, без индивидуальных черт.
    Он одинаково грозен и безличен и в охоте, и в бою, и
    когда шествует в сопровождении толстых, безбородых
    евнухов, держащих над его головой роскошные опахала, и
    когда пирует с царицей, празднуя победу над врагом, чья
    голова подвешена рядом
    Самые знаменитые рельефы из ассирийских царских
    дворцов находятся теперь в лондонском Британском
    музее и в парижском Лувре. Ленинградский Эрмитаж
    также обладает характерными образцами этой
    монументальной скульптуры.

    Особенности изображения

    ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
    Фигуры людей, за редкими исключениями,
    изображены с характерной для Древнего
    Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги
    и голова - в профиль.
    Модели у мастеров этого времени кажутся как
    бы приведенными к единому типу. Сохранена
    также и разномасштабность при изображении
    лиц разного социального положения.
    Фигура царя всегда совершенно неподвижна.

    Рельеф «Царь и бог»

    Вверху слева - фантастические крылатые
    существа (с ассирийского рельефа);
    справа - вавилонский бог Мардук,
    убивающий чудовище Тиамат.
    В центре - золотая голова священного
    быка с синей бородой из лазурита;
    украшение арфы, найденной в царской
    гробнице в шумерийском городе Уре (III
    тысячелетие до н. э.); ворота богини Иштар
    в Вавилоне. (VI в. до н. э. Реконструкция.)
    Внизу слева - финикийские корабли (с
    ассирийского рельефа VI в. до н. э.).
    Справа внизу - ассирийский царь охотится
    на львов (с ассирийского рельефа VII в. до http://sascha-lange.livejournal.com/1568.html
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/639687
    http://www.stroisa.com