Все о тюнинге авто

Этика и деонтология в работе скорой помощи. Взаимоотношения медицинских работников с больными

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

На тему: « Речевые навыки в работе медицинского работника»

План

1. Общение и его значимость в лечебной деятельности

2. Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности

3. Виды общения

4. Тактика медицинского работника

5. Особенности личности медицинского работника

6. Фельдшер и больной, принципы общения с пациентом

7. Роль фельдшера в общении с пациентом

Список использованной литературы

I. Общение и его зна чимость в лечебной деятельности

Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми.

Общение играет немаловажную роль в жизни и деятельности людей. Без общения невозможно, например, развитие культуры, искусства, уровня жизни, т.к. только при помощи общения, накопленный опыт поколений прошлого времени передаётся новым поколениям. Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению. Далее в своём реферате я постараюсь подробнее раскрыть психологию общения медицинского работника и больного.

2. Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности

Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Кроме того, лицами, вовлечёнными в контакт с пациентом, могут быть врач, психолог, медсестра, социальный работник.

В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медсестрой и больным. Образуется по словам И.Харди связь «врач, сестра, больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами.

Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности. (И.Харди).

Цель контактов между медицинским работником и пациентом - медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник - пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента. Медработник, по идее, не в меньшей мере заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медработника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, которые позволили ему выбрать медицинскую профессию.

Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения фельдшера или медсестры.

Можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медработниками такого понятия, как коммуникативная компетентность, т.е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача и медсестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна и для самого больного.

При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека.

В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником. Умение выслушать больного человека не только помогает определить и диагностировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт фельдшера и пациента.

Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профессиональность) заболевания при контакте с пациентом. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечнососудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.

Но не только эти факторы сказываются на психологической атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.

В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию.

Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболеванием, много неврозоподобных. Например, жалобы на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за своё состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. Отмечаются даже различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности. Такие нарушения часто наблюдаются у больных с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцати перстной кишки. А неврозоподобная симптоматика часто может маскировать клинику основного заболевания. В результате этого феномена больные люди обращаются к специалистам различного профиля.

В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном отношении к больным людям». Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников. Различия взглядов медработника и больного. общение фельдшер пациент лечебный

Различия точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.

Например, фельдшер склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т.д. А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни. В связи с этим, фрач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.

Различия же во всех взглядах и точках зрения фельдшера (медсестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соцролями. Однако, фельдшеру (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.

Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Фельдшер должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.

3. Виды обще ния

Выделяют следующие виды общения (Самыгин. С.И):

1. «Контакт масок» - это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используя привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.). Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности фельдшера или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а фельдшер - не имеющий необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.

2. Примитивное общение . Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - отталкивают.

Подобный вид общения может встречаться в рамках манипуляционного общения фельдшер а и пациента в случаях, когда целью обращения к фельдшеру у становится получение каких-либо дивидендов. Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию фельдшер а - в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие фельдшер а. Например, руководитель. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.

3. Формально ролевое общение . Регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Подобный выбор рода общения со стороны фельдшер а может быть обусловлен профессиональной перегрузкой. Например, у участкового фельдшериа на приёме.

4. Деловое общение . Общение, учитывающее особенность личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.

При общении фельдшер а с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Фельдшер рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и он склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.

Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает такого контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медработника.

6. Манипуляционное общение . Также, как и примитивное общение, направленно на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов. Многим может быть известен манипулятивный приём, чаще называемый «ипохондризацией пациента».

Суть его заключается в преподнесении заключения фельдшера о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения тяжести обнаруженных расстройств. Целью такой манипуляции может быть:

- снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медработником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента

- демонстрация необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны медработника с целью получения вознаграждения.

Общение медработника и пациента, в принципе можно назвать вынужденным общением. Так или иначе, но основным мотивом встреч и бесед больного человека с медработником становится появление у одного из участников такого взаимодействия проблем со стороны здоровья. Со стороны фельдшера и медсестры существует при этом вынужденность выбора субъекта общения, которая обусловлена его профессией, его социальной ролью. И если обращение пациента к врачу, обусловлено, как правило, поиском медицинской помощи, то заинтересованность врача в пациенте объясняется соображениями его профессиональной деятельности.

Взаимодействие между пациентом и фельдшером не есть нечто навсегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот - положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником.

В настоящее время многие специалисты считают, что необходимо постепенно из процесса общения и лексикона вывести такие понятия, как «больной», заменив понятием пациент, ввиду того, что само понятие «больной» несёт определённую психологическую нагрузку. А обращения к заболевшим людям типа: «Как Ваши дела, больной?», применять недопустимо, и необходимо стараться повсеместно заменять такого рода обращения к пациенту обращениями по имени, имени отчеству, тем более, что само имя для человека, его произношение, является психологически комфортным.

4. Тактика медицинского работника

Общение с пациентом - важнейший элемент процесса лечения.

Искусство собирания анамнеза - нелёгкое искусство. Выражаясь языком психологов, это управляемый разговор, предназначенный для сбора анамнестических данных, причем управлять разговором следует незаметно. Больной, с которым проводится беседа, не должен этого чувствовать. В процессе сбора анамнеза у него должно создаваться впечатление непринуждённой беседы. При этом фельдшеру необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, убедиться в достоверности показаний, не обижая больного недоверием, помочь вспомнить, не внушая. Всё это требует большого такта , в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.

Во время расспроса больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, потворства неразумным капризам и требованиям некоторых больных. Иными словами, нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение.

Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение фельдшера или медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно безразличным, что обусловлено возрастными особенностями этих больных.

5. Особенности личности медицинского работника

Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство фельдшера и медсестры. При этом результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине является повышенное значение специализации, а также создание различных ответвлений медицины, направленных на определенные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения. Можно отметить, что при этом специализация несёт с собой определенную опасность суженного взгляда фельдшера на больного.

Сама медицинская психология может помочь выровнять эти отрицательные стороны специализации благодаря синтетическому пониманию личности больного и его организма. А квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности фельдшера. Можно отметить определение доверия больного к фельдшеру, данное Гладким:

«Доверие к фельдшер у - это положительное динамическое отношение больного к фельдшер у, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что фельдшер имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».

Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит фельдшера неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде пациенты склонны прощать только тем медработникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.

Медработник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен. В основном, в тех случаях, когда его манера поведения - настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Следует отметить, что принимая серьёзное решение, фельдшер должен представлять себе результаты такого решения, последствия его для здоровья и жизни пациента и повышать в себе чувство ответственности.

Особые требования к медработнику предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой лечиться или даже личным оскорблением его со стороны больного, если состояние пациента не улучшается. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако, без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда - над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.

Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали своё поведение по отношению к другим. Это достигалось как путем собственных усилий так и при помощи других людей. Однако, это требует определённых психологических усилий, работы над собой, определённого критического отношения к себе, которая для медработника есть и должна быть сама собой разумеющейся.

Отметим, что медработник - молодой специалист, о котором больные знают, что он обладает меньшим жизненным опытом и меньшей квалификацией, находится при поиске доверия больных и в более невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, имеющими опыт работы. Но молодому специалисту может помочь сознание того, что этот недостаток переходящий, который можно компенсировать добросовестностью, профессиональным ростом и опытом.

Следует отметить, что личные недостатки медработника могут привести пациента к мысли, что фельдшер или медсестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей.

Вообще, уравновешенная личность медработника является для пациента комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в процессе его лечения, выздоровления реабилитации. Медработник может воспитывать и формировать свою личность, в том числе и наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно. Скажем, по разговору, оценке мимики, жестов больного. Также и косвенно, когда о взгляде на своё поведение он узнаёт от своих коллег. Да и сам может помогать своим коллегам направлять их в сторону более эффективного психологического взаимодействия с пациентами.

6. Фельдшер и больной, принципы общения с пациентом

Положение и роль фельдшера приобретает в наше время большее значение. Больной у него ищет понимания и опоры. Работа фельдшера связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Фельдшер постоянно находится среди больных, поэтому его четкие действия и профессиональное выполнение, его доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Фельдшер должен уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должен стремиться решать эти проблемы.

В контакте между фельдшером и больным большое значение имеет личность фельдшера. Он может любить свою профессию, обладать прекрасными техническими данными и навыками, однако, если в силу личностных особенностей часто конфликтует с больными, его профессиональные качества не дают должного эффекта. Путь к истинному мастерству всегда долгий и нелегкий. Поэтому необходимо выработать нужный стиль работы и овладеть искусством благоприятного воздействия на больных.

7. Роль фельдшера в общении с пациентом

Тема, освещенная мною в данном реферате, имеет большое значение для медработников, в особенности для меня - будущего фельдшера. Поэтому мне эта тема интересна и при написании реферата я делала для себя определенные выводы, которые мне помогут в моей будущей профессиональной деятельности.

Как и в обычной жизни, так и в лечебной деятельности, существует общение. В обоих случаях оно имеет определенное значение и психологические особенности. В лечебной деятельности различают несколько видов общения между медработником и больным. И только от медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. Но в любом случае фельдшер или медсестра должны соблюдать определённую тактику по отношению к больному и, главное, медработник, как личность, должен обладать определёнными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. Ведь без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между медработником и больным. Следовательно, личность фельдшера, стиль и методы его работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.

Список литературы

1. Грандо. А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. Киев, Головное издательство «Вища школа», 1982г., 168 стр.

2. Матвеев. В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. Москва, «Медицина», 1989г., 178 стр.

3. Шкуренко. Д.А. Общая и медицинская психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г., 352 стр.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общение и его значимость в лечебной деятельности. Особенности взаимоотношений между пациентом и медработником. Медсестра и больной - принципы общения с пациентом. Типы медицинских сестёр и их характеристика. Роль медсестры в общении с пациентом.

    реферат , добавлен 14.05.2008

    Сущность и содержания понятия профессионально-значимых качеств личности медицинского работника. Психологические требования к личности медицинской сестры. Результаты эмпирического исследования успешности деятельности среднего медицинского персонала.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2013

    Аспекты проблематики затрудненного общения. Факторы, создающие трудности в общении, причины их появления. Психологическая классификация типов общения. Общая характеристика личности и затрудненного общения. Влияние общения на личность, личности на общение.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2016

    Сущность, функции и виды коммуникаций, их роль и значение в трудовом коллективе. Специфика и закономерности общения сотрудников в организации. Исследование самораскрытия личности в межличностном общении. Выяснение мотивов самораскрытия в данном процессе.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2015

    Понятие, виды и функции общения, характеристика и значение в психологическом развитии человека. Техника и приемы общения. Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека. Методики исследования ценностей и смыслов личности.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2009

    Понятие общения, его цели, задачи, функции, разновидности. Психологическая характеристика личности руководителя. Специфика мышления в деятельности управляющего. Факторы, влияющие на выбор "ключа" коммуникативного общения. Условия эффективной коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2014

    Характеристика понятия, функций, видов общения. Особенности формировании человека, как личности, объекта и субъекта общения. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика. Психические особенности общения в младшем школьном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2010

    реферат , добавлен 13.11.2015

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Исследование влияния феномена общения на психическое развитие личности, на нравственную сферу, мировоззрение. Понятие общения: виды, функции, классификация. Раскрытие взглядов и трудов Выготского, Леонова, Гиппенрейтера о роли общения в развитии личности.

Сегодня вечером пришел e-mail от Василия (орфография и пунктуация сохранены):

Здраствуйте Андрей у вас есть тема по деинталогии и этики очень надо помагите и как с вами связатьца

Отвечаю: к сожалению, нету .

Приходит новое:

А вы мне не поможете я работаю фельдшерам на скорой помощи уже пять лет а вот пришёл молодой фельдшер и начинает меня учить(ставит себя за место главного фельдшера), а именно задвигает темы такие что я проста обалдеваю и думаю «или я дудак или лыжи ни едут», в итоги я послал того фельдшера и мне сказали подготовить этику и деинталогию

И вот хотелось так чтобы не так как все которую мы учили, а так чтобы наши врачи задумались и стали по мягче

P/S?но а как я её не пошлю если глав врач только одно названия ходит постой пьяный и матерится на всех, главный врач скорой говорит дайте доработать до пенсии, а там ещё три года чтобы сделали перерасчёт а скорая и вы на Х……Р

Помоги хоть советом…

По косвенным признакам, Василий работает на скорой помощи в Украине. Что написать Василию?

Специалист по украинской скорой — комментатор Игорь . Хотя думаю, он сразу же предложит сваливать оттуда.

комментариев 18 к заметке «Этика и деонтология фельдшера СМП»

    Я так понимаю, что нужно подготовить доклад на тему этики-деонтологии, с понтом самому найти в своем поступке состав преступления, сформулировать и повиниться?

    Дело не хитрое, в любом учебнике есть подобный раздел, не думаю, что эта сфера человеческого знания хоть как-то меняется или имеет какие-то национальные особенности. Так что, если желаете кому-то напомнить, Василий, общие правила, то ничего нового изобретать не надо, достаточно просто процитировать классику. 😆

    Ну а в качестве дополнительного материала могу порекомендовать книгу Зильбера «Этика и закон в медицине критических состояний «. Не уверен, что она есть в электронном варианте, но поискать стоит.

    Я так понимаю, что на Вашей ССП перманентное критическое (алкогольное) состояние. Туговато будет с этикой, ну и, как её там, деинталогией…

    dmitriy19760504.livejournal.com/619.html
    Специалистам то он поверит.

    Люди, убедите этого человека, что самоубийство — это сложно и опасно:

    да не хочет тот чел наложить на себя руки… если бы хотел — давно уже придумал как и осуществил.

    Люди, убедите этого человека, что самоубийство — это сложно и опасно:

    Ничего сложного в этом нет, но вот с опасностью это да. Спору нет — самоубийство смертельно опасно для жизни.

    А если по делу, то оставьте этого клоуна в покое. Этот клоун ищет сочувствия и уважения таким экстравагантным способом. Дескать, настолько крут, что способен на самоубийство. А вы попробуйте меня уговорить, а я буду ломаться.

    Если человек хочет уйти из жизни он найдет как. Благо это не трудно и особого ума для этого не надо. Настоящий самоубийца не будет сообщать всем по почте что он решил покончить с собой. Тем более он не будет кричать об этом на всю страну. А этот человек жаждет внимания к своей скромной персоне, а не смерти. Никто умирать не собирается, оставьте его в покое.

    Андрей и Докторишко , мнение о том, что если человек публично говорит о возможности суицида, то не сможет его совершить, является одним из распространенных в народе мифов. Это я прочитал в книге «Психиатрия для врача общей практики» (2001), написанной председателем правления Белорусской психиатрической ассоциации профессором Романом Евсегнеевым. Книга полезная, написана доступно, рекомендую всем врачам. Когда дойдут руки, кое-что размещу и на блоге.

    Как удалось узнать у пациента в ЖЖ, если тот избавится от фантомных болей, то будет с радостью жить и дальше. Так что лучше давайте подумаем, чем ему помочь. Ведь жить он хочет.

    А вот интересно, подобный уровень грамотности как коррелируется с профессиональными навыками?
    Я бы тоже не сильно уважал такого коллегу…

    ну может человек русский язык не знает толком… все ж на украине живет как никак…

    Андрей и Докторишко, мнение о том, что если человек публично говорит о возможности суицида, то не сможет его совершить, является одним из распространенных в народе мифов.

    Да никто не говорит, что не сможет. Он сможет все, что захочет. Может хоть десять раз на день кислоту пить и никто ему не вправе запретить. Все что нас интересует это возможность помочь человеку. А помощь он в агрессивной форме отвергает — значит помочь ему нельзя. Человек обратился не за помощью и поддержкой, а с совершенно иными мотивами — ради сочувствия и внимания к собственной персоне.

    Почитайте этого типа. Он же посылает потенциальных помощников на три буквы. Православных, сочувствующих и тд. Если бы человек хотел помощи — он бы ее искал. В том числе и в среде православных и сочувствующих. Благо, в том состоянии в котором он находится, по его собственному описанию, брезговать не приходится. А так вы ему предлагаете то (помощь), в чем он сам не нуждается. Ему это все нахрен нужно, он для себя все решил.

    У человека глубокие психологические проблемы оставьте его в покое. Осуждать я его не буду и не имею права, но и приветствовать подобное поведение трудно. Лучше всего оставить все как есть.

    Согласен с Докторишкой — у него проблемы с головой и в интернете он ищет именно жалости и сочувствия к своей персоне. С какой целью он выложил фотки своих покалеченных рук?

    Выложил, чтобы все убедились, что человек действительно не шутит насчет оснований для суицида.

    Пациент ищет спасение от фантомных болей и хочет жить, но с болями жизнь ему не мила.

    Пусть сделает свой выбор, что он хочет — жить или умереть. Если жить, то пусть оперируется (судя по фото, там повреждения не высоко, есть что ампутировать. Я в этом не специалист, но думаю, что возможно обойтись и без ампутаций. Во всяком случае шансы есть избавится от болей оперативным путем. Если же хочет умереть (судя по заявлениям) пусть спрыгнет из окна. Если он хочет избавиться от болей, прямо или косвенно, пусть хоть что-то делает, а не сидит в ЖЖ. Но человек ничего не делает, а только пишет о намерениях.

    Человек сумел создать свою страничку в ЖЖ, но набрать в Гугле строку -«как уйти из жизни ума не хватило». Там целые мануалы во всех подробностях можно найти. Начиная от самых простых, до экзотических средств самоубийств. А человек даже денег предлагает за советы об уходе из этого мира. Это абсурд.

    Просто меня очень удивила указанная вами возможность лечить фантомные боли с помощью ампутации. По моему мнению, после этого могут добавиться фантомные боли с новых участков.

    Насколько я слышал, еще не факт. Фантомные боли это осложнение после ампутации. Связано оно с нарушенной регенерацией нервной ткани и образованием невром в месте ампутации, которые и продуцируют нервные импульсы. Если провести ампутацию выше места предыдущей ампутации еще не факт, что данное осложнение может возникнуть снова. Хотя часто рецидивируют.. В любом случае резать человека по частям удовольствие еще то, но человеку с подобным синдромом выбирать не приходится. Существуют и другие альтернативные методы хирургического лечения. Они мягко говоря не очень хороши, но человеку решившему уйти из жизни можно и попробовать. Благо, если не понравится, совершить самоубийство можно в любое время и терять как бы уже нечего. Я не хирург и этой проблемой не занимался, так что это на мой непрофессиональный взгляд.

  • 2.2.2. Стерилизация и дезинфекция горячим воздухом
  • 2.2.4. Обжигание
  • 2.3. Лучевая стерилизация
  • 2.4. Ультрафиолетовое облучение
  • 2.5. Стерилизация ультразвуком
  • 2.6. Стерилизация газами и парами химических веществ
  • 2.7. Стерилизация и дезинфекция растворами химических веществ или сыпучими химическими веществами
  • 2.7.1. Спирты
  • 2.7.2. Галоидные препараты
  • Режимы дезинфекции различных объектов рабочими растворами средства Пресепт при инфекциях бактериальной кроме туберкулеза) и вирусной этиологии (включая гепатиты и вич-инфекцию)
  • Режимы дезинфекции различных объектов средством «жавель солид» (кроме туберкулеза)
  • 2.7.3. Кислородсодержащие соединения
  • 2.7.4. Глютаровые альдегиды
  • Ингредиенты для приготовления рабочих растворов стераниос
  • Режимы дезинфекции и стерилизации «стераниос» 20% концентрированный
  • 2.7.5. Четвертичные аммониевые соединения (час)
  • 2.7.6. Препараты надуксусной кислоты
  • 2.7.7. Фенолсодержащие препараты
  • Приготовление рабочих растворов «лизоформин-3000»
  • Режимы дезинфекции препаратом «лизоформин-3000»
  • 2.7.8. Гуанидины
  • 2.7.9. Красители
  • 2.7.10. Композиционные антисептики
  • Режимы дезинфекции
  • Режимы стерилизации
  • 2.7.11. Основные характеристики препаратов для химической дезинфекции
  • 2.8. Дезинфекция и стерилизация перчаток
  • 2.9. Методы и режимы дезинфекции и стерилизации эндоскопов и инструментов к ним
  • Режимы дезинфекции эндоскопических аппаратов и инструментов к ним
  • Режимы стерилизации эндоскопов химическими растворами
  • 2.10. Дезинфекция медицинских объектов и изделий
  • 2.11. Меры предосторожности при работе с дезинфектантами
  • 2.12. Первая помощь при попадании дезинфектантов на кожу, слизистые оболочки, дыхательные пути, пищеварительный тракт
  • 2.13. Фильтрация воздуха
  • Критерии микробной обсемененности воздуха в хирургических отделениях
  • Глава 3. Значение ухода за больными в хирургической клинике
  • Глава 4. Медицинская этика и деонтология при уходе за больными
  • Глава 5. Гигиена медицинского персонала в хирургии
  • Клиническая гигиена тела медицинского работника
  • Глава 6. Гигиена тела хирургического больного
  • Глава 7. Питание хирургических больных
  • 7.1. Способы питания хирургических больных
  • 7.1.1. Питание через рот
  • 7.1.2. Энтеральное (искуственное) питание
  • 7.2. Организация питания больных
  • 7.3. Санитарно-эпидемиологический режим в столовой
  • 7.4. Проверка передач больным
  • Глава 8. Больничный и санитарный режимы
  • Примерный распорядок работы персонала хирургического отделения
  • Глава 9. Лечебно-охранительный режим
  • Глава 10. Двигательный режим в до- и послеоперационном периодах
  • Двигательные режимы хирургических больных
  • Двигательный режим в раннем послеоперационном периоде в зависимости от вида операции
  • Глава 11. Уход за областью оперативного вмешательства
  • Глава 12. Гигиена выделений
  • Глава 13. Уход за дренажами
  • 13.1. Способы дренирования
  • 13.2. Области применения пассивного дренирования
  • 13.3. Уход за назогастральным зондом
  • 13.4. Уход за назоинтестинальным зондом
  • 13.5. Уход за дренажами для наружного отведения желчи
  • 13.6. Дренирование плевральной полости по бюлау
  • 13.7. Трансанальное дренирование
  • 13.8. Чрезкожное катетерное дренирование
  • 13.9. Аспирационное дренирование
  • 13.10. Дренирование с помощью тампонов
  • Глава 14. Клизмы
  • 14.1. Очистительная клизма
  • 1. Вода в кишечник не поступает:
  • 2. Распирающие боли в животе при постановке клизмы
  • 3. Ранение слизистой оболочки или перфорация прямой кишки
  • 4. Разрыв стенки толстой кишки
  • 14.2. Сифонная клизма
  • 14.3. Гипертоническая клизма
  • 14.4. Масляные клизмы
  • 14.5. Клизма по огневу
  • 14.6. Лекарственные микроклизмы
  • 14.7. Общее промывание желудочно-кишечного тракта
  • Глава 15. Применение газоотводной резиновой трубки
  • Глава 16. Помощь больному при рвоте
  • Глава 17. Уход за больными с наружными свищами желудка и кишечника
  • Глава 18. Манипуляции на мочевых путях
  • 18.1. Катетеризация мочевого пузыря
  • 1 Этап – дезинфекция
  • 2 Этап – предстерилизационная очистка
  • 3 Этап – стерилизация
  • 18.2. Надлобковая капиллярная пункция мочевого пузыря
  • 18.3. Троакарная надлобковая эпицистостомия
  • Глава 19. Инъекции
  • Внимание!!!
  • Внимание!!! Если на ампуле или флаконе нет надписи или она неразборчива, лекарственный препарат вводить нельзя!!!
  • Внимание!!! Недопустимо идти к больному со шприцем, игла которого закрыта спиртовым ватным шариком. Это может привести к образованию инфильтратов и абсцессов в области инъекции.
  • 19.1. Внутрикожные инъекции
  • 19.2. Подкожные инъекции
  • 19.3. Внутримышечные инъекции
  • 19.4. Внутривенные инъекции
  • 19.5. Внутривенные вливания
  • 19.6. Катетеризация магистральных вен (подключичной, наружной яремной, бедренной)
  • Система цифрового и цветового кодирования различных типов катетеров и зондов по Шарьеру
  • Наружный доступ к внутренней яремной вене:
  • 19.7. Веносекция
  • 19.8. Внутрисердечное введение лекарственных веществ
  • 19.9. Введение лекарств в язык
  • 19.10. Аллергические реакции и лекарственный анафилактический шок после инъекций и вливаний
  • Глава 20. Организация и проведение ухода за больными в приемном отделении хирургического стационара
  • Глава 21. Санитарно-гигиенический режим в отделении хирургического профиля
  • Глава 22. Санитарно-гигиенический режим в палатах для больных с газовой гангреной
  • Глава 23. Организация работы и санитарно-гигиенический режим в операционном блоке
  • Глава 24. Организация работы и санитарно-гигиенический режим в перевязочной
  • Глава 25. Особенности санитарно-гигиенического режима в процедурном кабинете
  • Глава 26. Особенности ухода за больными и санитарно-гигиенический режим в отделении реанимации и интенсивной терапии (орит)
  • Глава 27. Безопасность медицинских работников при уходе за больными
  • Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную
  • Глава 28. Констатация смерти и правила обращения с трупом
  • Глава 29. Тесты для самоподготовки
  • 29.1. Асептика
  • 29.2. Значение ухода за больными в хирургической клинике
  • 29.3. Медицинская этика и деонтология при уходе за больными
  • 29.4. Гигиена медицинского персонала в хирургии
  • 29.5. Гигиена тела хирургического больного
  • 29.6. Питание хирургических больных
  • 29.7. Больничный и санитарный режимы
  • 29.8. Лечебно – охранительный режим
  • 29.9. Двигательный режим в до- и послеоперационном периодах
  • 29.10. Уход за областью оперативного вмешательства
  • 29.11. Гигиена выделений
  • 29.12. Уход за дренажами
  • 29.13. Клизмы
  • 29.14. Применение газоотводной резиновой трубки
  • 29.15. Помощь больному при рвоте
  • 29.16. Уход за больными с наружными свищами желудка и кишечника
  • 29.17. Манипуляции на мочевых путях
  • 29.18. Инъекции
  • 29.19. Организация и проведение ухода за больными в приемном отделении хирургического стационара
  • 29.20. Санитарно – гигиенический режим в отделении хирургического профиля
  • 29.21. Санитарно-гигиенический режим в палатах для больных с анаэробной инфекцией
  • 29.22. Организация работы и санитарно-гигиенический режим в операционном блоке
  • 29.23. Организация работы и санитарно – гигиенический режим в перевязочной
  • 29.24. Санитарно-гигиенический режим в процедурном кабинете
  • 29.25. Констатация смерти и правила обращения с трупом
  • Литература
  • Иллюстрации
  • Глава 2. Асептика 12
  • Глава 3. Значение ухода за больными в хирургической клинике 87
  • Глава 20. Организация и проведение ухода за больными в приемном отделении хирургического стационара 327
  • Оскретков Владимир Иванович основы асептики и ухода за хирургическими больными
  • Глава 4. Медицинская этика и деонтология при уходе за больными

    Медицинская этика – наука о морали и нравственности в деятельности медицинских работников. Медицинская деонтология является составной частью медицинской этики. Деонтология (от греческих слов «deon» – долг, должное и «logos» – учение) – наука о профессиональном долге медицинских работников, о том, как должны они себя вести между собой (врач – медсестра-санитарка), по отношению к больному, его родственникам, близким и сослуживцам.

    Первое знакомство больных, их родственников с медицинскими работниками начинается с регистратуры поликлиник, приемных отделений больниц, медсестер и санитарок. Отсюда вытекает необходимость повышения общей культуры лечебных учреждений и их работников.

    Основные деонтологические принципы:

      «Не навреди»;

      «Все, что применяется, должно приносить пользу».

    Личностные качества, необходимые медицинскому работнику при уходе за больным:

      высокий профессионализм;

      заботливость и внимание к больным;

      терпеливость;

      вежливость и тактичность;

      высокое чувство ответственности за судьбу больных;

      владение своими чувствами.

    Основные принципы взаимоотношений между медицинскими работниками:

      субординация (система подчинения младшего по должности старшему). Врачебные назначения медицинская сестра должна выполнять неукоснительно, соблюдать дозировку лекарственных веществ, время и последовательность их введения. Небрежность и ошибка могут оказаться опасными для жизни больного и привести к непоправимым последствиям. Недопустимо, чтобы медицинская сестра сама отменяла назначения врача, делала их по своему усмотрению. Она не должна брать на себя ответственность постановки диагноза и лечения больного без назначения врача. Если в состоянии больного наступили изменения, требующие отмены лекарственных веществ или назначения новых препаратов, об этом следует проинформировать врача, который даст соответствующие распоряжения. В экстренных ситуациях при отсутствии врача распоряжения дает медицинская сестра соответствующего подразделения. Средний и младший медицинский персонал других подразделений отделения их должен выполнять немедленно и беспрекословно;

      тактичность, вежливость. Недопустима критика своих коллег в присутствии больных и посетителей. Это подрывает авторитет критикуемого, лишает дальнейшего доверия больных, которые могут преувеличивать значение допущенной ошибки.

      доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручка. Если врач или медицинская сестра чувствуют себя недостаточно подготовленными для выполнения некоторых лечебных или диагностических манипуляций, они должны обратиться за помощью и советом к более опытным коллегам. Вместе с тем, более подготовленные медицинские работники должны помогать осваивать технику различных манипуляций менее опытным коллегам. Зазнайство и высокомерие в отношениях между медицинскими работниками не допустимы.

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

    МЕЖДУ МЕДИЦИНСИМИ РАБОТНИКАМИ И БОЛЬНЫМИ

      Вежливость. Обращаться к больному следует на «Вы» и по имени, отчеству. В разговоре с больным необходимо следить за содержанием своей речи, интонацией, мимикой, жестикуляцией. Благожелательное отношение к больному не должно переходить в фамильярность.

      Терпеливость. Иногда больные негативно относятся к врачебным назначениям (диагностическим манипуляциям и лечению). В общении с такими пациентами необходимо проявить так и терпение. Недопустимо вступать с ними в пререкания. Необходимо убедить их в необходимости проведения назначенных процедур и выполнить их наиболее щадяще.

      Заботливое отношение к больному способствует восстановлению с ним должного контакта. Реакция медицинского персонала на зов больного должна быть немедленной с быстрым выполнением его обоснованной просьбы.

      В критических ситуациях (профузное кровотечение, остановка сердца и пр.) нельзя допускать паники и растерянности. Действия должны быть четкими, целенаправленными, без суеты.

      Недопустимы крики медицинского персонала на все отделение при обращении друг к другу на большом расстоянии. Необходимо подойти на расстояние, при котором возможен не громкий разговор.

      Поддерживать тишину в отделении, особенно в ночное время. Щадящий режим является обязательным условием успешного лечения. Никакие лекарства не помогут больному, если он не может заснуть из-за громких разговоров, стука каблуков, скрипа каталки.

      Контроль за выполнением пациентами больничного режима.

      У отдельных больных в связи с проведением обследования, операций, перевязок этот порядок может изменятся, но общая схема распорядка остается. Индивидуальный режим поведения каждого больного устанавливает лечащий врач, за соблюдением которого следит палатная медицинская сестра. Нередко отдельные больные, чаще всего выздоравливающие, нарушают лечебный режим: курят в палатах, употребляют спиртные напитки, грубят, ведут себя агрессивно. В таких случаях медицинский персонал должен решительно пресекать нарушения дисциплины, проявлять строгость (но не грубость!). Иногда достаточно объяснить больному, что его поведение вредит не только ему, но и другим.

      Вселять больному уверенность в выздоровлении.

      Отсутствие чувства брезгливости.

      Наибольшие трудности представляет уход за тяжелобольными с обширными гнойно-гнилостными ранами, желудочными и кишечными свищами, пролежнями, параличами. Такие больные требуют применения специальных способов ухода, частой смены постельного и нательного белья, кормлении и отправлении физиологических потребностей в постели и т.д. Все это необходимо выполнять квалифицированно, не причиняя пациенту дополнительных болей. При этом медицинский персонал не должен проявлять брезгливость, показывать, что ему неприятно выполнения той или иной процедуры.

      Чуткость, душевная теплота, приветливость.

      Только при искреннем сочувствии к больному, понимании его положения возможно доверие больного. Равнодушных, неуровновешанных людей, не способных к состраданию, нельзя допускать к работе в медицинских учреждениях, особенно в хирургических отделениях. Чёрствость, формальное отношение к труду, самоуверенность, зазнайство, высокомерие и грубость – недопустимые качества для медицинского персонала.

      Должный внешний вид.

    Не менее важно также чтобы высокий профессиональный уровень и высокие моральные качества медицинских работников сочетались с их должным внешним видом. Неопрятная одежда, грязный халат, злоупотребление косметикой заставляет больного усомниться в профессионализме медработника. И эти сомнения нередко бывают справедливыми.

    Сохранение врачебной тайны – профессиональная обязанность всех медицинских работников. Все, что занесено в историю болезни, доступно и медицинской сестре – история заболевания, результаты обследований и консультаций, протокол операции и пр. Поэтому о характере заболевания осведомлен не только врач, но и палатная медицинская сестра. Нередко больной спрашивает медицинских сестер о своём диагнозе, предстоящей операции, возможных осложнениях. Надо твердо усвоить, что кроме лечащего врача или заведующего отделением никто не должен давать больному объяснений по поводу его заболевания и лечения. Ни в коем случае нельзя сообщать больному о наличии у него неизлечимого заболевания, особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза болезни, то всегда надо высказывать твердую уверенность о благоприятном исходе. Наша задача заключается в том, чтобы душевным, внимательным отношением успокоить больного и вселить ему веру в благоприятный исход предпринимаемого лечения. Гиппократ писал: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но главное, оставь его в неведении того, что ему угрожает».

    Все сведения, которые медицинская сестра дает больным, должны быть согласованы с врачом. Если сведения полученные от медицинской сестры, будут отличаться от сведений данных врачом, то это вызовет сомнение в достоверности его сообщений и недоверие к нему.

    Нередко пациенты вступают в разговор о своей болезни и с младшим медицинским персоналом, получая от него ненужную, иногда вредную информацию, касающуюся неблагоприятных исходов при подобном заболевании у ранее находившихся в отделении больных. Медицинская сестра должна пресекать подобные беседы.

    В клятве Гиппократа сказано: «Что бы я не видел, что бы я не слышал при общении с людьми во время отправления своей профессии или даже вне ее, я умолчу о том, что не следует разглашать, считая молчание в данном случае своим долгом».

    От сохранения врачебной тайны медицинский работник освобождается при заболеваниях, угрожающих здоровью других людей (сведения об инфекционных и венерических заболеваниях, ВИЧ-инфицировании, заболевании СПИДом, отравлениях и пр.).

    Медицинские документы с результатами исследований должны быть недоступны для больного. Неправильная их интерпретация больным может привести к возникновению боязни того или иного заболевания («фобия») – боязни заболевания раком (канцерофобия), заболевания сердца (кардиофобия) и пр. Неумелая беседа, особенно с мнительным больным, может вызвать у него болезненное состояние или заболевание, которое называется ятрогенным заболеванием (от греческого jatros– врач,genes– порождаемый).

    Необходимо постоянно стремиться к повышению своей квалификации.

    Взаимоотношения медицинских работников с родственниками и близкими больных

    Медицинскому персоналу постоянно приходится общаться с родственниками и близкими людьми больного. Скрывая от больного наличие у него неизлечимого заболевания или наступившее ухудшение состояния, это необходимо сообщить близким родственникам пациента в доступной для них форме. При этом следует помнить, что и среди них могут оказаться больные, для которых эта информация может вызвать ухудшение их состояния. Эту беседу с родственниками проводит только лечащий врач или заведующий отделением.

    Особенно осторожно надо давать информацию по телефону, лучше вообще не сообщать каких-либо серьезных, особенно, печальных сведений, лучше попросить родственника приехать в больницу и поговорить с врачом лично. Подробная информация о состоянии больного сослуживцам и знакомым не дается.

    Нередко родственники просят помочь в уходе за больным. Близким родственникам можно разрешить посещение тяжелобольного, но нельзя допускать, чтобы они выполняли какие-либо процедуры.

    Деонтологические аспекты обучения студентов

    С дентологических позиций недопустимо обучаться сразу на больных выполнению сложных манипуляций, плохое владение которыми может привести к серьезным осложнениям: инъекции, клизмы, промывание желудка, катетеризация мочевого пузыря и пр. Вначале эти навыки необходимо освоить на тренажере и только затем применять в клинической практике.

    Современная медицинская деонтология включает комплекс юридических, профессиональных и моральных обязанностей и правил поведения медицинских работников по отношению к пациенту, его родственникам и коллегам. Медицинская этика и деонтология - принадлежность всей медицины, всех ее отраслей и дисциплин, особенно клинических.

    К медицинскому персоналу, работающему в системе скорой медицинской помощи, предъявляются особенно высокие требования. Вопросы деонтологии здесь имеют значение не только для самого больного, но и для окружающих его лиц. Медицинским работникам должны быть присущи следующие качества: крепкое здоровье, физическая и психологическая выносливость, уравновешенная нервная система; особая профессиональная наблюдательность; чувство оптимизма, основанное на достаточно большом практическом опыте и хорошем знании специальности; умение сохранять спокойствие, собранность и постоянную готовность к решению новых задач в любое время суток; умение быстро и легко входить в контакт с любым больным и его родственниками, несмотря на наличие у пациента тяжелого или неизлечимого заболевания; способность понять больного, вселить в него веру в выздоровление, рассеять его сомнения и опасения; поддержать его при любых обстоятельствах.

    Перечисленные особенности, характеризующие работников скорой медицинской помощи, не могут полностью отражать их повседневный труд. Несмотря на сложность, ответственность, ложащуюся на плечи медицинских работников скорой помощи, им необходимо четко и скрупулезно соблюдать правила медицинской этики и деонтологии.

    Большую роль играют межличностные психологические отношения в бригаде. Старшим в бригаде является врач, и его распоряжения фельдшером бригады должны исполняться беспрекословно и быстро.

    Значение проблемы деонтологии для учреждений скорой медицинской помощи заключается в необычности ситуации, в которой оказывается медицинская помощь заболевшему или пострадавшему. В этом случае кроме общепринятых принципов медицинской этики и деонтологии возникает необходимость в реализации принципов деонтологии в экстренных условиях.
    Бригаду ожидают с нетерпением, и время ожидания пациенту или его окружающим кажется вечностью. Приход фельдшера, его поведение, выражение лица, первые слова очень важны.

    Выйдя из машины скорой помощи, фельдшер должен быстро пройти к больному, провести опрос целенаправленно, без сутолоки и многословия. Речь его должна быть спокойной и неторопливой, тон - доброжелательным. Необходимо найти тот контакт с больным и родственниками, который поможет снять атмосферу настороженности и трагизма. Ласковые слова вселяют надежду и уверенность у больного. Однако в беседе с родственниками не стоит давать каких-либо гарантий по дальнейшему состоянию и лечению пациента.

    Многие внезапно пострадавшие или заболевшие испытывают страх смерти. Фельдшеру по возможности необходимо рассеять это мучительное чувство. Снятие тревоги, страха смерти достигается не только медикаментозными, но и психотерапевтическими средствами.

    Особую сложность представляет оказание медицинской помощи в общественных местах, на улице. Прежде всего не должно быть суеты, нервозности и толчеи. По возможности необходимо освободить побольше места. Лицам, дающим советы или критикующим, лучше не отвечать и не вступать в пререкания. Необходимо помнить, что люди, не привыкшие видеть кровь, часто ведут себя неадекватно, - им приходится оказывать медицинскую помощь наряду с пострадавшим.

    Специфика работы медицинского персонала скорой помощи заключается в постоянном столкновении с человеческим горем, трагизмом ситуации, тяжелым состоянием больного и пострадавшего, внезапной смертью. Большое психологическое значение имеет внешний вид фельдшера, выезжающего на вызов. Он должен быть подчеркнуто опрятен, - неряшливый вид крайне негативно воспринимается больным и его окружением.

    Фельдшер выездной бригады видит больного один раз и непродолжительное время, в которое ему необходимо правильно оценить состояние больного, установить контакт с родственниками, не дать повода к необоснованным жалобам, оставить хорошее впечатление у окружающих, так как порой даже по единичному случаю судят о работе всей службы скорой медицинской помощи.

    Это прежде всего, работа вне лечебного учреждения: улица, предприятие, салон общественного транспорта. В лучшем случае - квартира. Возможности врача ограничены, он постоянно находится в «зоне действия» трех дефицитов: времени, средств, информации. Указанные факторы создают определенную напряженность.

    Еще одна отличительная особенность - отсутствие постоянного рабочего места. Врач (фельдшер) скорой помощи всегда находится в окружении людей, незнакомых с его работой: родственники больного, его сотрудники, или просто прохожие на улице. Отсутствие постоянного рабочего места накладывает отпечаток на психологический настрой врача и бригады в целом. Ничего этого нет в работе врача стационара или даже поликлиники , где врач работает среди коллег и у него есть постоянное рабочее место, где никто не мешает, не делает замечаний, не дает советов (когда об этом не просят). В экстремальных условиях, когда нервы в той или иной степени напряжены, больше условий для совершения ошибки (диагностической, тактической, деонтологической) , особенно, если нет опыта, профессиональной закалки, которые могли бы помочь в подобных ситуациях. Конечно, экстремальная ситуация не может оправдать прегрешения врача, но при анализе причин ее учитывать, безусловно, следует. Все перечисленные факторы, особенно при работе с асоциальными пациентами, или случаи смерти в присутствии врача, особенно при транспортировке , когда, находясь в ограниченном пространстве, он исчерпал свои возможности спасения больного - не проходят бесследно для его нервной системы, психики. В научной литературе в последние годы появились работы, посвященные данной проблеме, которая получила название «эмоционального выгорания» или «эмоционального сгорания». На некоторых станциях (Челябинск, Пермь, Тюмень) функционирует медико-психологическая служба, задача которой минимизировать отрицательные явления названного синдрома, снять стрессовое состояние, особенно у недавно пришедших работников. Ожидаемый результат - сохранение здоровья персонала, уменьшение текучести кадров, что сегодня является первостепенной задачей руководителей службы скорой помощи. В одной из названных работ авторы подчеркивают, что «профессиональная деятельность, постоянно протекающая в экстремальных условиях и в условиях ЧС, приводит к снижению уровня профессионального здоровья, снижает качество профессиональной деятельности и ухудшает психологический климат в коллективе».

    Тем не менее, врач не должен теряться в критических ситуациях. Именно к работе скорой помощи относится фраза о том, что «промедление смерти подобно». На могиле римского императора Адриана начертаны слова: «Смятение врача гибельно для больного».

    «Лечение должно быть своевременным, максимально ранним и максимально скорым», - эти слова относятся ко всем звеньям здравоохранения, но прежде всего - к скорой помощи, они принадлежат уже упоминавшемуся нами профессору Л. А. Лещинскому, который является признанным авторитетом в нашей службе.

    В последние годы, в связи со стагнацией поликлинического звена количество хронических больных, не получающих должного лечения, стало значительно больше, это привело к увеличению нагрузки на скорую помощь. Но такие больные находятся не только дома, они нередко приходят в поликлинику, которая далеко не всегда готова к оказанию экстренной помощи

    Вот один из примеров:

    На станцию скорой помощи поступил вызов в одну из поликлиник города по поводу наступления клинической смерти у больной, пришедшей на прием. Врачу кардиологической бригады, которая прибыла через 26 минут (с учетом нехватки бригад и наших сегодняшних пробок - неплохой результат), была выдана дежурная фраза: «Пока вас дождешься, умереть можно, больная уже умерла». Больная находилась в кабинете заведующего поликлиникой. Какая же помощь была оказана больной в ожидании бригады? Читатель уже догадался - никакой! Не согласившись с диагнозом, не теряя времени на дискуссии и на «воспитание » персонала поликлиники, врач О. В. Ситникова провела необходимый комплекс реанимационных мероприятий. В результате грамотных действий всей бригады больная была выведена из состояния клинической смерти и госпитализирована в клинико-диагностический центр «Кардиология». Диагноз , инфаркт миокарда был подтвержден клинически.

    И вот еще один случай.

    24.01.08. кардиологическая бригада станции скорой медицинской помощи в составе: врач .Зубрицкая, фельдшер О.Чиканцева. водитель В. Лескин выехала в одну из городских поликлиник. При сборе анамнеза врач выяснила, что больной пришел на прием к хирургу по поводу ранки на культе ноги е (он носит протез). Войдя в поликлинику, внезапно почувствовал интенсивные боли за грудиной. Была снята , на которой зарегистрированы признаки ишемии по передней и боковой стенкам левого желудочка. В поликлинике больному введено: кеторол - 30 мг, кордиамин 2,0, сульфокамфокаин 2,0 (способ введения не указан). Автор специально приводит перечень введенных препаратов, чтобы продемонстрировать «адекватность» обезболивания коронарного больного в 21-м веке! Вызвана кардиологическая бригада для госпитализации. Из записи в карте врача М. Зубрицкой: «лежит на скамейке, в холле у регистратуры. Рядом - медрегистратор и охранник (!). Жалобы: на интенсивные боли за грудиной, их продолжительность - более 30 минут».

    Примечание автора: Кабинет ЭКГ находится на втором этаже, регистратура, около которой лежал больной - на первом. Это значит, что после записи ЭКГ, на которой имелись описанные выше признаки, больному, да еще без одной ноги, (не обезболенному!) было позволено спуститься пешком на первый этаж.

    Читаем карту вызова далее: «Больной был обезболен.Во время его погрузки в автомобиль скорой помощи, внезапно развилось состояние клинической смерти. Сразу начаты реанимационные мероприятия: непрямой массаж сердца, ИВЛ мешком АМБУ, ЭИТД разрядом 250 ДЖ. В течение 1 минуты восстановились сознание и спонтанное дыхание. АД - 130/80 мм.рт.ст., ЧСС - 100 в 1 мин.Больной был доставлен в Клинико-Диагностический центр «Кардиология». (Из этических соображений не называем место действия, скажем только, что оба эти случая имели место... в одной и той же поликлинике).

    По данным на 06.02.08. - больной из реанимационного отделения переведен в палату. Вполне логично предположить, что грубое нарушение режима: больному острым инфарктом миокарда (не обезболенному), позволили спуститься со второго этажа - и могло быть причиной наступления клинической смерти. Только благодаря грамотным действиям бригады врача М. Ф. Зубрицкой, больной остался жив.

    Скорая помощь - хорошая школа для врача. Опыт, приобретенный в «скорой» оказывается полезным, даже если позже врач изберет другую специальность (декан лечебно-профилактического факультета УГМА, профессор А. Н. Андреев, справедливо полагает, что не может быть хорошим врачом, в частности, семейным, тот, который не поработал в скорой помощи. Нетрудно догадаться, что за этими словами - личный опыт Аркадия Николаевича). С благодарностью вспоминает годы работы на станции и заведующий кафедрой токсикологии и скорой медицинской помощи нашей академии, профессор В. Г. Сенцов. Наверное, мы не выдадим тайны, если скажем, что начальник Управления здравоохранения нашего города, А. И. Прудков также работал на станции скорой помощи в Кировском районе. Поэтому следует приветствовать и всячески поощрять тех студентов, которые еще до окончания вуза идут работать на скорую помощь. Не случайно говорят, что студент, работающий на станции скорой помощи - потенциальный врач скорой помощи. Это наиболее ценные кадры. Жаль только, что наши законодатели не понимают (или не хотят понять) эту истину. В исторических материалах по скорой помощи, обращает внимание тот факт, что во все времена студенты-медики принимали активное участие в работе этой важной службы спасения. Мы периодически проводим анкетирование студентов, прошедших цикл СМП. Кратко суммируя высказывания респондентов, можно сказать, что все они считают, что цикл необходим, причем, вне зависимости от избранной выпускником специальности. Нравится студентам и то обстоятельство, что врач сразу видит результаты своей работы. Отмечают и благожелательное отношение практически всех работников подстанций к студентам, а некоторых, проявивших особое прилежание, приглашают приходить работать.

    Известны имена многих врачей, занимающих достаточно высокие должности, которые учебу сочетали с работой на скорой помощи или работали на «скорой» после окончания ВУЗа. Ни один из них не говорит об этих годах, как о потерянных. Работу на станции скорой помощи они вспоминают с благодарностью. Кроме упомянутых выше, назовем еще одно имя. Свой путь на станции скорой помощи г. Киева Н. А. Ленгауэр начала в должности санитарки. Много лет спустя, станция скорой помощи, которую возглавляла Наталья Андреевна, по признанию коллег из других городов Союза, считалась лучшей. Станция была удостоена чести быть базой ВОЗ по подготовке курсантов для скорой помощи, а главный врач - получила звание Героя Социалистического труда.

    МОЖНО ЛИ ОБИЖАТЬСЯ НА БОЛЬНОГО?

    В.И. Белокриницкий г. Екатеринбург

    Интересный вопрос, не правда ли? Формально - можно, и на первый взгляд - можно: Он такой же человек...

    Когда-то по радио часто передавали радиоспектакль «Доктор Жуков, на вызов», это о работе районной станции неотложной помощи в Москве. В этом спектакле роль доктора Жукова с присущим ему блеском исполнил Р. Плятт. По пьесе это умудренный годами и опытом врач, у которого не грех поучиться молодежи. Так вот он говорил: «Мы иногда обижаемся на больных, потому, что мы неправильно понимаем слово «больной». Больной - это не существительное, больной - это прилагательное к слову «человек». Больной человек. А больной человек, в силу своей болезни, имеет измененную психику, он измучен длительными болями, и может быть, многократными, да еще безрезультатными хождениями по медицинским кабинетам. В особом положении находится врач скорой помощи. Иногда скорую помощь вызывают, не получив от «своего», участкового врача направления в стационар, или не дождавшись сегодня врача из поликлиники, да мало ли что еще! Даже предшествующий приезду бригады разговор с диспетчером может вывести больного человека «из себя». И все накопившиеся отрицательные будут выплеснуты на того, кто больше всего доступен, и от кого можно получить наиболее конкретную и реальную помощь. Ну не парадокс ли? Иногда, как только врач переступит порог квартиры, на него тут же обрушивается поток претензий, которые направлены совсем не по адресу. Почему его (ее) не кладут в больницу, почему нет нужных лекарств и т. д. Врача скорой помощи принимают, по меньшей мере, за лечебного инспектора районного отдела здравоохранения! Кстати, это указывает на уровень образованности населения, ведь многие даже не понимают, что поликлиника и скорая помощь - это совсем разные учреждения, имеющие совершенно различные задачи, что бессмысленно предъявлять претензии в работе поликлиники врачу скорой помощи. Повторяю, врач скорой помощи наиболее доступен. Ведь не зря скорую помощь называют передовым рубежом здравоохранения. Вот «передовому рубежу» и достается!

    Но вот на вас «набросились» с потоком претензий, к которым вы не имеете никакого отношения. Начать сразу «защищаться», когда больной (или родственники) еще разгорячены? Эта энергия невольно передастся вам (эффект зеркальности), вы ввяжетесь в конфликт, и не исключено, что от него и пострадаете. Как же быть? Есть такой прием. Попросите суть претензии (прекрасно понимая, что она не к вам) изложить еще раз, объяснив это тем, что вы чего-то не поняли. (Только не перебивайте больного, дайте ему высказаться. Потраченное на это время окупится предотвращением конфликта, может быть даже жалобы, на разбор которой потом потребуется гораздо больше времени и не одного, а нескольких человек. Эту ситуацию не забудьте отразить в карте вызова).

    Вы заметите, что эмоций будет уже меньше. В крайнем случае, можно попросить еще раз повторить уже какую-то часть всей претензии. Разговор будет совсем спокойным. Вы дали больному возможность «выпустить пар». Это только один из способов избежать конфликта. Задача врача - не допустить его развития. Есть народная мудрость: «Из двух спорящих виноват тот, кто умнее» . А поскольку вы, естественно, считаете себя умнее, вот и постарайтесь сделать так, чтобы пожар не разгорелся. У работников противопожарной службы есть хороший термин: «Локализовать очаг». Врачу, как пожарному, должно быть ясно, после того, как очаг локализован, его легче погасить.

    Постарайтесь, чтобы члены вашей бригады не принимали участия в этом поединке. Вам так будет легче. Вот вам и ответ на вопрос: «Можно ли обижаться на больного человека?» Простите его! Он ведь больной. А свои амбиции оставьте «на потом». Ведь мы врачи, служим профессии, а не «продаем услугу», как часто приходится слышать по этому поводу, особенно, в последнее время.

    Правда, иногда приходится встречаться с фактами явного «куража» над медицинскими работниками со стороны больных и не столько тяжело больных, а таких, которые не столько больны, сколько хотят «покачать права»: «вас вызвали, вы должны» и т. д. Я не собираюсь их оправдывать, конечно, это проявление низкой культуры. Точнее - бескультурья. Возможно, одна из причин - это издержки идеологии предыдущей власти: бесплатная медицина, а бесплатная отождествлялось с « ничего не стоит». А то, что ничего не стоит - не ценится. Это и результат в корне ошибочного тезиса все той же идеологии, которая относила медицину к сфере обслуживания. А ведь еще А. Ф. Билибин говорил, что медицина - сфера служения, а не обслуживания.

    По этому поводу наша коллега, врач скорой помощи как-то давно сказала, что «если относить медицину к сфере обслуживания, то спасти больного от отека легких или продать килограмм сахара - одно и то же». Лучше не скажешь! Действительно, как нужно быть далеким от экстренной медицины, да что там медицины - обычной человеческой морали, чтобы называть, скажем, выведение из клинической смерти - медицинской услугой! Я не оправдываю таких «идеологов». Просто когда понимаешь «Патогенез, [нэ] -а; м. Механизм и последовательность появления и развития всего цикла болезненного процесса или болезни в целом начиная с её начала. От греч. pathos—страдание, болезнь и...генез.

    " data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip16" id="jqeasytooltip16" title="Патогенез">патогенез », легче понять мотив, побудивший к такому поведению. А, уяснив - никогда не опускайтесь до взаимных оскорблений, выражения обиды. Это не тот случай. Будьте выше этого, неважно, врач вы или фельдшер. Нужно уважать себя, тогда и другие будут вас уважать. И вот случай, который недавно имел место.

    17.12.06. в 1 час 57 минут поступил вызов в общежитие юридической академии. Повод - травма. Через 16 минут бригада прибыла на место. По приезде выяснилось, что «пострадавший» - студент четвертого курса академии (почти выпускник!) в состоянии алкогольного опьянения «угрожает избить окружающих, стучит кулаком по стенам, дверям, набрасывается на охрану», - дословно приведена запись из карты вызова. Тем не менее, врач пыталась осмотреть «больного», чтобы убедиться в необходимости оказания помощи. Читаем дальше: «Во время осмотра - угрожает». Вся эта история имела логическое завершение - «больной» т.е. пьяный дебошир был передан милиции.

    В результате на вызов было потрачено 55 минут. Средняя стоимость вызова линейной бригады в пределах 1500 рублей. Кто должен оплатить этот вызов? А может быть, в это время кто-нибудь действительно нуждался в оказании экстренной помощи, а бригада была занята, теперь вы уже знаете где.

    Мы живем в то время, когда врач практически ничем не защищен, как правило, судебные органы становятся на защиту противоположной стороны, иногда с подачи СМИ. Нам это объясняют особенностями рыночной экономики. Но тогда давайте продолжать сравнение, и если к медицине предъявляют повышенные требования, то пора решить многолетнюю проблему ответственности за неуважение к врачу (фельдшеру), за необоснованный (ложный) вызов, как это имеет место, например, в США. И это тоже деонтология, так как, требуя должного отношения с одной стороны, такие же требования должны быть предъявлены и к другой. Иначе это не взаимоуважение, а лакейство. Нельзя играть в одни ворота!

    И как бы в подтверждение правильности этой мысли, хочется привести фрагмент постановления II Всероссийского съезда врачей скорой помощи, который проходил в Москве 31 октября - 2 ноября 2007 года:

    3. Считать стратегически важным и значимым для страны и самой системы здравоохранения безотлагательно приступить к завершению формирования правового поля для эффективной работы скорой медицинской помощи с учетом требований произошедших в стране социально-экономических трансформаций и в этой связи. от имени всего врачебного сообщества, настоятельно предложить Государственной Думе Федерального собрания РФ подготовить и вынести на обсуждение проекты законов:

    ... « О правах и ответственности (выделено автором) пациентов в Российской Федерации».

    Вселяет надежду на успех тот факт, что новое поколение руководителей придерживается такой же точки зрения. В интервью московской газете «Медицинский вестник» (28.03.08) недавно назначенный министр здравоохранения Свердловской области, В. Г. Климин резонно заявил, что «нужно заботиться не только о правах пациента, но и о правах медиков».

    Кстати, ничего подобного вы не увидите за границей, «у проклятых капиталистов», которыми нас все время пугала «родная коммунистическая власть». Там медицина - одна из уважаемых (может быть потому и высокооплачиваемых) специальностей. Вызов к больному (пострадавшему) оплачивает страховая компания. И это при том, что к больному врач не выезжает.

    (Когда закончилась первая демонстрация американского сериала « Скорая помощь», на встрече с работниками московской скорой помощи, телеведущая Арина Шарапова спросила нашего московского коллегу, в чем отличие нашей скорой от американской? И он ответил: « У нас врач едет к больному, у них больного везут к врачу»). Но если вызов необоснован - вызывающий платит штраф, причем суммы довольно внушительные!