Все о тюнинге авто

Общим порядком регистрации коммерческих организаций является. Создание коммерческих организаций


1. Предпринимательское право - это:

А. комплексная отрасль права;

Б. самостоятельная отрасль права;

В. подотрасль гражданского права.

2. Правовое регулирование - это основной способ государственного воздействия на тот или иной процесс с использованием …

А. норм морали;

Б. нравственных норм;

В. социальных норм;

Г.религиозных догм;

Д. норм права.

3. Совокупность общеобязательных для всех правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой, называется…
А. обычаем
Б. правом
В. законом

4. Закон - это…
А. которому придан нормативный характер
Б. правило, ставшее привычным в том или ином обществе
В. нормативно-правовой акт, изданный любым органом власти
Г. нормативный акт, обладающий высшей юридической силой и принятый представительным органом государственной власти

5. Что не входит в классификацию правовых источников, регулирующих предпринимательскую деятельность?

А. законодательные акты;

Б. подзаконные акты;

В. морально-нравственные правила;

Г. судебные прецеденты;

Д. договоры и деловые обыкновения;

Е. международные соглашения.

6. Правовые источники - это разнообразные формы выражения результатов правотворческой деятельности …

А. государства;

Б. общества;

В. коллектива;

Г. личности;

Д. маркетинговой фирмы.

7. Правовые источники по юридической силе классифицируются на:

А. законодательные и подзаконные акты;

Б. законодательные акты и судебные прецеденты;

В. законодательные акты, подзаконные акты, судебные прецеденты, договоры и деловые обыкновения;

Г. законодательные акты и договоры;

Д. нормативные и правовые акты.

8. Субъекты предпринимательского права - это:

А. индивидуальные предприниматели и коммерческие организации;

Б. индивидуальные предприниматели, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

В. коммерческие и некоммерческие организации.

9.Какой из перечисленных признаков не является характерным для юридического лица?
А. осуществление от своего имени имущественных и других неимущественных прав
Б. наличие обособленного имущества
В. единоличный невменяемый руководитель
Г. быть истцом и ответчиком

10. Индивидуальный предприниматель отвечает перед кредиторами…
А. арендованным имуществом
Б. только имуществом, использующимся в предпринимательской деятельности
В. всем своим имуществом
Г. имуществом, принадлежащим родственникам

11. Что из перечисленного ниже не является юридическим лицом?

А. ассоциация (союз);

Б. простое товарищество ;

В. религиозное объединение.

12. Какая организация обладает общей правоспособностью?

Б. казенное предприятие;

В. артель.

13. Какая организация обладает общей правоспособностью?

А. Банк;

Б. товарная биржа;

В. коммандитное товарищество.

14. Простое товарищество - это:

А. Разновидность коммерческой организации.

Б. разновидность некоммерческой организации.

В. договор о совместной деятельности.

15. Какие органы осуществляют регистрацию индивидуальных предпринимателей?

А. Органы юстиции;

Б. нотариальные конторы;

В. налоговые органы.

16. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся:

А.Некоммерческие организации

Б.Унитарные предприятия

В.Хозяйственные товарищества

17. Какая организация не может быть создана единственным учредителем?

А. Общество с ограниченной ответственностью;

Б. полное товарищество ;

В. унитарное предприятие.

18. Хозяйственные общества могут создаваться в форме:

А. АО, ООО, ОДО ;

Б. ЗАО, ОАО, ООО;

В. АО, ООО, общество взаимного страхования.

19. Право на использование фирменного наименования передается по:

А. лицензионному договору;

Б. договору коммерческой концессии;

В. не передается вообще.

20. В течение, какого срока действует регистрация фирменного наименования?

А. Бессрочно;

В. в течение периода деятельности юридического лица.

21. Одновременно с учредительными документами компании регистрируется:

А. коммерческое обозначение;

Б. фирменное наименование;

В. товарный знак.

22. Какой способ индивидуализации не подлежит государственной регистрации?

А. Коммерческое обозначение;

Б. товарный знак;

В. фирменное наименование.

23. Какие органы осуществляют регистрацию юридических лиц?

А. Органы юстиции;

Б. государственные нотариальные конторы;

В. налоговые органы.

24. Общий порядок регистрации коммерческих организаций является:

А. уведомительным;

Б. нормативно-явочным;

В. разрешительным.

25. Укажите срок государственной регистрации юридического лица:

А. 3 рабочих дня;

Б. 5 рабочих дней;

В. 30 календарных дней.

26. Какие организации создаются в распорядительном порядке?

А. Кредитные;

Б. страховые;

В. унитарные предприятия.

27. В каких формах создаются хозяйственные товарищества?

А. Коммандитное товарищество и товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО);

Б. полное товарищество и товарищество на вере;

В. полное товарищество и товарищество собственников жилья.

28. Минимальный размер складочного капитала хозяйственного товарищества составляет:

А. 500 МРОТ;

Б. 1000 МРОТ;

В. законом не установлен.

29. Минимальное число участников полного товарищества составляет:

А. один товарищ;

Б. два товарища;

В. семь товарищей.

30. Товарищами в хозяйственных товариществах могут быть:

А. физические и юридические лица;

Б. физические лица;

В. индивидуальные предприниматели и коммерческие организации .

31. Минимальный размер уставного капитала ООО составляет:

А. 100 МРОТ;

Б. 10 тыс. рублей;

В. 50 МРОТ.

32. Максимальное число участников ООО составляет:

А. двадцать;

Б. пятьдесят;

В. тридцать.

33. При выходе участника из состава ООО ему выплачивается:

А. номинальная стоимость доли;

Б. действительная стоимость доли;

В. рыночная стоимость доли.

34. Минимальный размер уставного капитала ОАО составляет:

А. 100 МРОТ;

Б. 1000 МРОТ;

В. 10 000 МРОТ.

35. Минимальный размер уставного капитала ЗАО составляет:

А. 50 МРОТ;

Б. 100 МРОТ;

В. 200 МРОТ.

36. Что из перечисленного является реорганизацией?

А. Закрытие филиалов головной организации;

Б. ЗАО - ОАО;

В. ООО - производственный кооператив.

37. Реорганизацией не является:

А. слияние;

Б. поглощение;

В. присоединение.

38. Какой документ не подтверждает правопреемство в процессе реорганизации?

А. Бухгалтерский баланс;

Б. разделительный баланс;

В. передаточный акт.

39. Разделительный баланс требуется при реорганизации в форме:

А. присоединения;

Б. преобразования;

В. выделения.

40. Некоммерческие юридические лица могут создаваться в форме:

А.муниципального унитарного предприятия;

Б.потребительского кооператива;

В.полного товарищества.

41. Какая из этих организаций является некоммерческой?

А. Товарищество собственников жилья;

Б. простое товарищество;

В. коммандитное товарищество.

42. Какая из этих организаций является некоммерческой?

А. Потребительский кооператив;

Б. артель;

В. народное предприятие.

43. К ценным бумагам не относится…
А. чек
Б. вексель
В. решение суда по финансовым вопросам
Г. облигация

44. Согласно Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ в РФ признаются следующие формы собственности…
А. государственная, муниципальная, частная и иные

Б. только государственная
В. только государственная и частная
Г. только частная и муниципальная

45. Собственнику принадлежит право
А. пользования
Б. владения и пользования
В. владения
Г. владения, пользования и распоряжения

46. Документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении, называется…
А. ценной бумагой

Б. договором
В. указом
Г. предписанием

47. Техническое регулирование предпринимательской деятельности не включает в себя:

А. технические регламенты

Б. стандартизацию

В. лицензирование

Г. подтверждение соответствия

48. В соответствии с ФЗ РФ «О техническом регулировании» от 27. 12. 2002 г. задачей стандартизации не является:

А. безопасности продукции, работ и услуг для потребителя;

Б. совместимости и взаимозаменяемости продукции, работ и услуг;

В. качества продукции, работ и услуг;

Г. снижения себестоимости товаров, работ и услуг;

Д. единства измерений и экономии ресурсов;

Е. надежности хозяйственных объектов.

49. В РФ действуют следующие стандарты и классификаторы (все, кроме одного):

А. Национальные стандарты;

Б. Двухсторонние международные стандарты;

В. Международные стандарты;

Д. Общероссийские классификаторы;

Е. Стандарты отраслей и организаций.

50. Сертификация - это:

А. Совокупность правил выполнения работ по сертификации;

Б. Совокупность правил функционирования системы сертификации в целом;

В. Официальное признание органом по аккредитации компетентности в оценке соответствия качества;

Г. Форма подтверждения соответствия определенных объектов требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договоров, осуществляемая национальным органом по сертификации;

Д. Прямое или косвенное соблюдение требований, предъявляемых к объекту;

Е. Документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договора.

51. Процедура добровольной сертификации включает в себя следующее (все пункты за исключением одного):

А. Подача заявления на сертификацию;

Б. Рассмотрение заявки и принятие решения о выборе подходящей схемы сертификации;

В. Проведение проверок и анализ документов;

Г. Согласование решения о выдаче сертификата с руководителем органа местного самоуправления;

Д. Выдача сертификата;

Е. Заключение договора на инспекционный контроль и его реализацию.

52. Проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами -это:

А. государственный заказ

Б. государственный контроль

В. государственное планирование

Г. государственное прогнозирование

53. К основным полномочиям лицензирующих органов относится…
А. надзор за юридическими лицами, получившими лицензию
Б. предоставление лицензий
В. изучение статистики
Г. рассмотрение документов

54. Лицензия может быть аннулирована…
А. несостоятельности (банкротства)
Б. утраты дееспособности физического лица
В. в случае неуплаты лицензионного сбора в течение 3-х месяцев
Г. изменения обстановки

55. Осуществление юридическим лицом лицензируемого вида деятельности без наличия лицензии:

А. является основанием для принудительной ликвидации юридического лица;

Б. не является основанием для принудительной ликвидации юридического лица;

В. может повлечь негативные последствия для юридического лица только в плане возможности признания заключенных им сделок недействительными.

56. В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» понятие «лицензия» означает:

А. сертификат соответствия промышленной продукции обязательным требованиям государственных стандартов, выданный государственным органом предпринимателю;

Б. разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

В. признание интеллектуальной собственности юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности.

57. В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» решение о выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок:

А. не более 5 дней со дня подачи необходимого пакета документов ;

Б. не более 30 дней со дня подачи необходимого пакета документов;

В. не более 45 дней со дня подачи необходимого пакета документов;

Г. не более 60 дней со дня подачи необходимого пакета документов

58. Деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, называется…
А. административным проступком
Б. свободным предпринимательством
В. государственным регулированием
Г. монополистической деятельностью

59. Какой общий критерий определяет положение хозяйствующего субъекта как доминирующее:

А. Доли товара данного производителя на рынке составляют более 50 %;

Б. Доля товара производителя на товарном рынке составляет от 35% до 65%;

В. Доля товара производителя на товарном рынке составляет до 50 %;

Г. Доля товара производителя на рынке превышает 90%;

Д. Доля товара производителя на рынке превышает 80%;

Е. Доля товара производителя на рынке превышает 70%.

60. Какие субъекты относятся к категории аффилированных лиц?

А. Это лица, имеющие возможность оказывать влияние на других лиц;

Б. Это лица, не имеющие возможность оказывать влияние на других лиц;

В. Это лица, занимающие доминирующее положение на рынке;

Г. Это лица, не занимающие доминирующего положения на рынке;

Д. Это лица, занимающие монопольное положение на рынке;

Е. Это лица, не занимающие монопольного положения на рынке.

61. На какие действия доминирующих субъектов не налагается запрет:

А. Установление монополии цен и создание дефицита;

Б. Навязывание контрагенту невыгодных условий;

В. Необоснованный отказ от заключения договора с контрагентом;
Г. Необоснованное установление цен или тарифов;

Д. Создание дискриминационных условий для конкурентов;

Е. Осуществление исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

62. Договор - это:

А. комплекс взаимосвязанных сделок;

Б. соглашение двух или более лиц ;

В. методика ведения торговой деятельности.

63. "Существенные" условия договора - это условия, без согласования которых договор считается:

А. незаключенным ;

Б. недействительным;

В. притворным.

64. Какой договор запрещается заключать между коммерческими организациями?

А. Перевод долга;

Б. дарение;

65. Назовите обязательный реквизит договора:

А. виза главного бухгалтера ;

Б. подпись генерального директора;

В. печать организации.

66. Оферта - это:

А. предложение заключить договор;

Б. согласие на заключение договора;

В. протокол о намерениях.

67. Акцепт - это:

А. предложение заключить договор;

Б. согласие на заключение договора;

В. перечисление денежных средств по договору.

68. К способам обеспечения исполнения обязательств относится…
А. кредит
Б. заем
В. залог
Г. уступка права требования

69. Если неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд:

А. вправе отклонить требования в части неустойки;

Б. обязан отклонить требования в части неустойки;

В. вправе уменьшить неустойку .

70. Несоблюдение простой письменной формы сделки, по общему правилу влечет

А. Ее недействительность

Б. Лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства

В. Лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, приводить письменные и другие доказательства

71. При солидарной обязанности должников:

А. Кредитор вправе требовать исполнения от любого должника полностью

Б. Кредитор вправе требовать исполнения от каждого должника только в части долга

В. Кредитор вправе требовать исполнения от всех должников, но только в равных долях

72. По истечении указанного в договоре поручительства срока:

А. поручительство прекращается по истечении одного года со дня наступления срока исполнения

Б. обеспеченного поручительством обязательства;

В. поручительство прекращается;

Г. поручительство прекращается по истечении двух лет со дня заключения договора поручительства.

73. Денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения - это

Б. задаток

В. банковская гарантия

Г. удержание

74. Какой способ обеспечения исполнения договора не связан с осуществлением платежа?

А. Задаток;

В. неустойка.

75. Какая неустойка взыскивается сверх суммы убытков?

А. Исключительная;

Б. альтернативная;

В. штрафная .

76. В каком размере взыскивается упущенная выгода при нарушении договора?

А. В полной сумме договора;

Б. в двукратной сумме договора;

В. в размере, доказанном потерпевшей стороной.

77. Упущенная выгода - это:

А. будущие расходы;

Б. неполученные доходы;

В. ущерб деловой репутации.

78. Убытки - это:

А. реальный ущерб и неустойка;

Б. реальный ущерб и моральный вред;

В. реальный ущерб и упущенная выгода.

79. К формам безналичных расчетов не относятся:

А. платежное поручение

Б. аккредитив

В. банковская гарантия

Г. инкассо

80. Распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке для производства перечисления денежных средств - это:

А. платежное требование

Б. банковская гарантия

В. платежное поручение

Д. аккредитив

81. Бесспорное списание со счетов возможно в следующих случаях (все пункты за исключением одного):

А. По распоряжению налоговых и таможенных органов;

Б. По распоряжению органов местного самоуправления;

В. За электрическую и тепловую энергию, за газ и за услуги связи;

Г. За водоснабжение, водоотвод и природопользование;

Д. За излишне полученную прибыль и неправильное ценообразование;

Е. За простой вагонов, судов, автомашин, не возврат контейнеров и неправильное оформление транспортных документов.

82. Расчетным документом в безналичных платежах не является:

А. платежное поручение;

Б. банковская карточка;

В. платежное требование.

83. Расчетным документом в безналичных платежах является:

А. исполнительный лист арбитражного суда;

Б. вексель с бланковым индоссаментом;

В. инкассовое поручение.

84. В каком размере возможны наличные расчеты между юридическими лицами?

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Способы и порядок создания коммерческих организаций.

Порядок государственной регистрации и прекращение деятельности

Индивидуальных предпринимателей

Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности, ликвидация коммерческих организаций

1. В науке гражданского права традиционно выделяют три способа образования коммерческих и некоммерческих организаций:

1) Распорядительный способ означает, что юридическое лицо образуется по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица и унитарные предприятия. Органы государственной власти и управления в пределах своей компетенции издают приказы или распоряжения об образовании юридических лиц.

(Например, Правительство Республики Беларусь принимает решение о создании казенного предприятия. В этом смысле порядок создания будет назван распорядительным).

2) Разрешительный способ означает, что юридические лица образуются по инициативе граждан или каких-либо организаций, по после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган, проверяет не только соблюдение правил оформления документов о создании юридического лица, но и решает вопрос, следует ли разрешать создание такого лица. Разрешительный способ используется, в частности, при создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а также при создании юридических лиц в свободных экономических зонах.

3) Явочно - нормативный способ не требует разрешения на образование юридического лица,граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо, поскольку образование такого вида юридического лица разрешено законодательством Республики Беларусь. Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации. Нормативно-явочным способом образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, объединения юридических лиц(ассоциации и союзы)

В соответствии с законодательством субъект хозяйствования может создаваться по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа, предприятия, организации в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Порядок создания коммерческих организаций

Создание коммерческих организаций - последовательное совершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предпринимательской деятельности.

Стадии создания коммерческой организации:

инициатива участников (учредителей). Юридическое лицо является неодушевленным предметом, возникать оно может только как результат волеизъявления человека;

выбор организационно-правовой формы юридического лица;

согласование наименования коммерческой организации;

определение места размещения коммерческой организации;

подготовка устава и (или) учредительного договора Необходимость наличия одного из указанных документов либо двух одновременно определяется ГК и зависит от организационно-правовой формы юридического лица;

формирование уставного фонда. Открытие временного счета в банке - при внесении денежного вклада в уставный фонд, проведение оценки стоимости неденежного вклада - при внесении в уставный фонд неденежного вклада. Коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением ЗАО и ОАО, а также некоторых других коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов;

государственная регистрация. Государственная регистрация преследует следующие цели:

Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;

Проведение налогообложения;

Получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

Предоставление информации о субъектах хозяйствования всем участникам предпринимательской деятельности, государственным органам власти и органам местного самоуправления.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется на основании заявительного принципа в день подачи документов, необходимых для ее проведения, в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1. Государственная регистрация юридического лица производится в регистрирующем органе по месту его нахождения. За государственную регистрацию взимается государственная пошлина в установленном законодательными актами размере.

Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:

Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

Министерством финансов - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

Министерством юстиции-торгово-промышленных палат;

Администрациями свободных экономических зон - коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономи­ческих зонах;

Облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

Облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - субъектов хозяйствования, не указанных выше. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

Для государственной регистрации коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в регистрирующий орган представляются:

- заявление о государственной регистрации;

Устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате doc или rtf);

Легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями;

Копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

Оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

При подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юридического или физического лица.

Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

Ставит на уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штамп, свидетельствующий о Проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнение вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица;

Представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации. По желанию юридического лица свидетельство о государственной регистрации может быть выдано одновременно с иными документами. Наличие у юридического лица устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов), а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.

Государственная регистрация не осуществляется в случае:

Непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;

Регистрация - это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизуемые) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действующих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации, запрещается и признаётся незаконной. Доходы, полученные от такой деятельности, и штраф в размере полученных доходов взыскиваются в доход бюджета. В соответствии с законодательством юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

С позиций целей правового регулирования регистрационный режим предпринимательской деятельности должен включать в себя следующие компоненты:

  • а) определение форм этой деятельности, подлежащих регистрации;
  • б) создание и установление правового статуса органов государства, осуществляющих государственную регистрацию указанной деятельности;
  • в) разработку процедуры и правил регистрации предпринимательства, образцов документов, установление прав и обязанностей в этой сфере;
  • г) установление ответственности и правил ее реализации в сфере регистрации предпринимательства.

Государственная регистрация преследует следующие цели:

  • - осуществление государственного контроля за ведением предпринимательской деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;
  • - проведение налогообложения;
  • - получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
  • - предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация должна основываться на принципах публичности, общеизвестности и достоверности, внесенных в соответствии с ней в реестр сведений. Принцип публичности проявляется в том, что реестр доступен каждому лицу, желающему познакомиться с ним. Принцип общеизвестности означает, что любое лицо считается осведомленным о внесении коммерческой организации в реестр (на основании публикации данных реестра в официальных изданиях), что лишает его возможности ссылаться на незнание содержащихся в нем сведений. И, наконец, в силу принципа достоверности действует презумпция правильности содержащихся в реестре записей, которая может быть опровергнута только в судебном порядке.

Сама процедура государственной регистрации коммерческих организаций урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне -- это Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации», который утверждает Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Регистрация коммерческих организаций производится по месту их нахождения после утверждения фирменного названия на основании документов, представляемых учредителями.

Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют разнообразные функции, связанные с государственной регистрацией субъектов хозяйствования: саму процедуру регистрации, её техническое и информационное обеспечение, формирование и ведение ЕГРЮЛ.

Для государственной регистрации коммерческих организаций учредители предоставляют в регистрирующий орган:

  • 1) заявление по форме, установленной Министерством юстиции РФ, о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);
  • 2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;
  • 3) учредительные документы (учредительный договор, устав);
  • 4) документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного капитала коммерческой организации;
  • 5) документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций - физических лицах;
  • 6) если одним из учредителей выступает иностранное юридическое лицо - документ, подтверждающий его юридический статус;
  • 7) справку налогового органа по месту жительства физического лица - собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе;
  • 8) гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту жительства;

Этапы создания коммерческой организации:

1. Определение состава учредителей, участников коммерческой организации. Законодательством РФ предусмотрены специальные правила, касающиеся состава и числа учредителей коммерческой организации;

2. Происходит выбор участниками организационно-правовой формы, в которой будет осуществляться предпринимательская деятельность;

3. Учредительные документы. На начальном этапе создания коммерческой организации необходимы выработка и утверждение учредительных документов в зависимости от организационно-правовой формы;

4. Выбор наименования коммерческой организации. Согласно ст.54 ГК РФ юридические лица имеют свое наименование, содержание которого указывает организационно правовую форму;

5. Определение места нахождения организации. Согласно ст.52 ГК РФ в учредительных документах коммерческой организации должно быть указано место ее нахождения. По общему правилу местом нахождения Юридического лица является место его регистрации;

6. Формирование уставного (складочного) капитала и уставного (паевого) фонда. В хозяйственных обществах формируется уставный капитал, который представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов, долей, акций по номинальной стоимости, учредителей, участников организаций. В хозяйственных товариществах формируется складочный капитал, который не выступает минимальной гарантией прав кредиторов, следовательно его размер определяется в учредительных документах. В Производственных кооперативах формируется паевой фонд, который образуется за счет паевых взносов. При создании государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения формируется уставный фонд, размер которого определяется собственником предприятия;

7. Государственная регистрация – процедура государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в единый государственный реестр сведений о создании реорганизации ликвидации юридических лиц, приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, прекращения его деятельности и иных сведений о физических и юридических лицах;

8. Наличие печати;

9. Регистрация в органах статистики;

10. Постановка на учет в налоговом органе;

11. Открытие расчетного счета в банке;

12. Постановка на учет в государственных социальных фондах.

Государственная регистрация хозяйствующих субъектов, понятие, содержание, порядок осуществления

Государственная регистрация юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с ФЗ №129 ФЗ от 08.08.?? «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Государственную регистрацию осуществляет министерство по налогам и сборам. Регистрация осуществляется по месту нахождения, указанного учредителями в заявлении постоянно действующего исполнительного органа. А в случае его отсутствия, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Законом установлен срок регистрации – не более 5-ти рабочих дней со дня поступления документов в регистрирующий орган. Документы могут быть отправлены по почте. Датой истечения срока бузет являться дата поступления документов в регистрирующий орган.


При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

1. Руководитель постоянно действующего исполнительного органа, регистрируемого юридического лица или иное лицо, которое имеет право действовать в интересах юридического лица без доверенности;

2. Учредитель, учредители юридического лица при его создании;

3. Руководитель юридического лица, выступающий учредителем регистрируемого юридического лица;

4. Иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренное ФЗ либо специальным нормативным актом.

Ст.13 закона ФЗ №129 указывает перечень документов, предоставляемых в регистрируемый орган при регистрации:

1. Заявление;

2. Решение о создании юридического лица;

3. Учредительные документы;

4. Выписка из реестра иностранных юридических лиц, соответствующей страны происхождения или иное, равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;

5. Документ об оплате государственной пошлины.

Для физических лиц:

1. Заявление;

2. Копия основного документа физического лица, если он является гражданином РФ;

3. Копия документа, установленного ФЗ или признаваемого международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве Индивидуального предпринимателя;

4. Для лиц без гражданства предоставляется копия документа, подтверждающего происхождение и по возможности принадлежность к определенной стране лица без гражданства.

Регистрирующий орган не вправе требовать иных документов помимо указанных в законе о регистрации .

Отказ в государственной регистрации допускается в случаях:

1. непредставлении определенных «Законом о государственной регистрации» документов, необходимых для государственной регистрации;

2. представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

3. если учредителем юридического лица выступает ликвидируемое юридическое лицо или если юридическое лицо возникает в результате реорганизации ликвидируемого лица.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законом о регистрации. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве Индивидуального Предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия решения судом о признании его несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении в индивидуальном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который предприниматель по приговору суда лишен права заниматься предпринимательской деятельности.

Учреждение коммерческих организаций. Процесс создания коммерческих организаций распадается на две стадии: учреждение и государственная регистрация.
Помимо основной цели – систематического извлечения прибыли, – создание коммерческих организаций преследует те же цели, что и создание других юридических лиц. Это обособление имущества учредителя, ограничение имущественного риска участника обособленным имуществом, организация управления соответствующим имуществом, выступление коммерческой организации в обороте от собственного имени. По существу это признаки юридического лица. Рассмотрим, как они проявляются применительно к коммерческим организациям.
Обособление учредителем своего имущества в целях его эксплуатации и извлечения прибыли означает в данном случае персонификацию этого имущества в новом субъекте права, закрепленность его за создаваемой коммерческой организацией. С экономической точки зрения в данном случае происходит обособление функции производительного (коммерческого) использования капитала учредителя от остального его капитала, что собственно и характерно для рыночной экономики. Особенно важное значение это имеет при объединении капиталов многих учредителей для осуществления крупномасштабной предпринимательской деятельности, например, при создании открытых акционерных обществ.
Изначально обособление имущества учредителя происходит путем формирования уставного (складочного) капитала коммерческой организации. Затем в процессе деятельности коммерческой организации ее имущество формируется также за счет других поступлений, главным образом – прибыли. Все имущество коммерческой организации учитывается на ее самостоятельном балансе, в чем и находит внешнее формальное проявление имущественная обособленность коммерческой организации.
Уставный (складочный) капитал, которым должны обладать все коммерческие организации, представляет собой сумму вклада
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 58
(вкладов) учредителя (учредителей), осуществленного в рублях и зафиксированного учредительными документами коммерческой организации. Уставный капитал коммерческой организации определяет минимальный размер имущества коммерческой организации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Вкладом в уставный (складочный) капитал коммерческой организации могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада производится по соглашению между учредителями коммерческой организации и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (п. 6 ст. 66 ГК).
Величины минимальных уставных (складочных) капиталов коммерческих организаций определяются Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» с учетом действия специальных законов, регламентирующих тот же вопрос. Размер уставного капитала открытых акционерных обществ, предприятий любых организационно-правовых форм с иностранными инвестициями, государственных и муниципальных унитарных предприятий не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимального размера оплаты труда в месяц на дату государственной регистрации коммерческой организации. Размер уставного капитала других коммерческих организаций (хозяйственных товариществ, закрытых акционерных обществ, производственных кооперативов) не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру минимального размера оплаты труда в месяц на дату их государственной регистрации.
В отношении ряда коммерческих организаций, например, коммерческих банков, специальным законодательством установлен значительно больший минимальный размер уставного капитала, а также установлены другие требования (например, о соотношении размеров собственного и заемного капиталов), обеспечивающие имущественные интересы их кредиторов.
Ограничение имущественного риска учредителя обособленным в целях создания коммерческой организации имуществом имеет особенно важное значение в сфере предпринимательства, так как освобождает учредителя от ответственности по обязательствам коммерческой организации. Коммерческие организации отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК). Исключения из названного правила могут быть предусмотрены Гражданским кодексом либо учредительными документами коммерческой организации. Так, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 59
Обращает на себя внимание также правило п. 3 ст. 56 ГК: если несостоятельность (банкротство) коммерческой организации вызвана учредителями или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этой коммерческой организации указания либо иным образом имеют возможность определять ее действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества коммерческой организации может быть возложена субсидиарная ответственность по ее обязательствам.
Приведенные исключительные правила не противоречат принципу самостоятельной имущественной ответственности коммерческой организации, так как ответственность иных лиц по долгам коммерческой организации является лишь дополнительной (субсидиарной) к ответственности самой коммерческой организации.
Организация управления обособленным имуществом учредителя при создании им коммерческой организации осуществляется через органы управления коммерческой организации (единоличные и коллегиальные), ее структурные подразделения, в частности, филиалы и представительства.
Коммерческая организация приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В определенных случаях, как уже отмечалось, коммерческая организация может приобретать права и принимать на себя обязанности через других лиц: коммерческих представителей (ст. 184), участников (п. 2 ст. 53 ГК).
Порядок назначения или избрания органов управления коммерческой организации определяется законом и учредительными документами. Так, наиболее простая организация управления характерна для государственных и муниципальных унитарных предприятий. Здесь органом управления является единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК).
Наиболее сложная организация управления характерна для акционерных обществ (ст. 103 ГК). Здесь создается многозвенная система органов управления (общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительный орган) и контроля (ревизионная комиссия), определенным образом и весьма строго распределяется между ними компетенция, что в конечном счете не только обеспечивает эффективную эксплуатацию имущества (предприятия), но и гарантирует права акционеров и других кредиторов акционерного общества.
Организационную структуру коммерческих организаций составляют их подразделения. Иногда это имущественно и организационно обособленные подразделения – филиалы и представительства. Последние отличаются тем, что расположены вне места нахождения коммерческой организации и осуществляют все его функ-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 60
ции или их часть (филиалы) либо представляют интересы коммерческой организации и осуществляют их защиту (представительства). Имущество, которым наделяются подразделения коммерческой организации, может учитываться на отдельном (в рамках самостоятельного баланса коммерческой организации) балансе.
Представительства и филиалы, а также другие подразделения коммерческой организации не являются юридическими лицами. Они действуют на основании утвержденных коммерческой организацией положений Их руководители назначаются коммерческой организацией и действуют на основании доверенности коммерческой организации. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их коммерческой организации (ст. 55 ГК).
Коммерческие организации создаются ради выступления в обороте от собственного имени, независимо от учредителей. Обладая обособленным имуществом, организационной структурой для управления этим имуществом, коммерческая организация через свои органы управления или представителей участвует в рыночных отношениях, от своего имени приобретает и осуществляет права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Коммерческая организация имеет свое фирменное наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму, а в предусмотренных законом случаях также на характер деятельности коммерческой организации. Фирменное наименование коммерческой организации указывается в ее учредительных документах и подлежит государственной регистрации одновременно с государственной регистрацией самой коммерческой организации. Использование фирменного наименования является исключительным правом коммерческой организации-правообладателя (ст. 54 ГК).
Органы коммерческой организации, ее филиалы и представительства, другие представители действуют от имени коммерческой организации. В силу п. 3 ст. 53 ГК лица, которые в силу закона или учредительных документов коммерческой организации выступают от ее имени, должны действовать в ее интересах добросовестно и разумно. В случае злоупотреблений со стороны представителей они обязаны со требованию учредителей (участников) коммерческой организации возместить убытки, причиненные ими коммерческой организации.
Помимо фирменного наименования индивидуализация коммерческой организации производится путем определения ее местонахождения, а также индивидуализации ее товара.
Место нахождения коммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации (ст. 54 ГК). Конкретный адрес коммерческой организации указывается в ее учредительных до-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 61
кументах и привязан к месту нахождения ее постоянно действующего органа.
Индивидуализация товара коммерческой организации производится путем использования производственной марки, товарного знака или наименования места происхождения товара.
Производственная марка – это словесное описание товара, помещаемое на товаре или его упаковке и включающее в себя фирменное наименование изготовителя, его адрес, название товара, ссылку на стандарты, перечень свойств товара и ряд других данных (ст. 7, 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.). Производственная марка не подлежит специальной регистрации.
Товарный знак (знак обслуживая) – это словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара, используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Товарный знак подлежит государственной регистрации в Патентном ведомстве.
Коммерческая организация, производящая товар, свойства которого в значительной степени определяются условиями той местности, где он производится, вправе зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара. В отличие от товарного знака право пользования наименованием места происхождения товара не является исключительным.
Каков же порядок учреждения коммерческих организаций? Применительно к той или иной организационно-правовой форме коммерческих организаций порядок учреждения определяется соответствующими статьями ГК или специальными законами, например, Федеральным законом РФ «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.).
Общий порядок учреждения коммерческих организаций состоит в следующем. Коммерческая организация учреждается по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия учреждаются Правительствами РФ или субъектов РФ, соответствующими комитетами по управлению имуществом РФ или субъектов РФ.
В зависимости от избранной организационно-правовой формы коммерческой организации ее учредительными документами являются учредительный договор, учредительный договор и устав, либо только устав (п. 1 ст. 52 ГК). В соответствующих учредительных документах с учетом требований законодательства определяется право-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 62
вой статус той или иной коммерческой организации и другие интересы учредителей в связи с созданием коммерческой организации.
К коммерческим организациям, которые действуют исключительно на основании учредительного договора, относятся полные товарищества и товарищества на вере. Общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью действуют на основе учредительного договора и устава. Исключение составляют хозяйственные общества, создаваемые одним учредителем. В этом случае учредительный договор не заключается, учредитель утверждает только устав. Остальные коммерческие организации (акционерные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) действуют только на основании устава.
В учредительных документах коммерческой организации определяется фирменное наименование коммерческой организации, место ее нахождения, порядок управления деятельностью коммерческой организации, а также содержатся другие сведения, предусмотренные специальными нормами ГК или специальными законами для коммерческих организаций соответствующего вида (например, п. 1 ст. 113 ГК; ст. 10 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности»).
В учредительном договоре учредители фиксируют свою волю на создание коммерческой организации, определяют порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности. В договоре определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью коммерческой организации, выхода участников из ее состава.
Устав коммерческой организации определяет индивидуально-правовой статус коммерческой организации. В уставе в соответствии с общедозволительным правовым режимом может быть отражено все, что не противоречит действующему законодательству, но в соответствии с обязывающим началом правового регулирования в уставе должны быть определены сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК, а также другие сведения, предусмотренные законом для коммерческих организаций соответствующего вида. Так, например, устав акционерного общества помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций; их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления общества и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решение по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 3 ст. 98 ГК).
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 63
Государственная регистрация коммерческих организаций. Коммерческая организация считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК).
Гражданским кодексом предусмотрена единая система государственной регистрации юридических лиц. Все юридические лица, в том числе коммерческие организации, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.
Следует, однако, заметить, что впредь до введения в действие Закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц (ст. 8 Федерального закона РФ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса). Действующий порядок регистрации определен ст. 34, 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»,» Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» и рядом других специальных законов об отдельных видах коммерческих организаций. Государственная регистрация коммерческих организаций осуществляется в разных органах: обычно – Регистрационных палатах администраций субъектов РФ, но, в частности, кредитных организаций – в Центральном банке РФ; предприятий с иностранными инвестициями, начиная с определенного уровня уставного капитала, – в Минэкономики РФ.
Для государственной регистрации коммерческой организации ее учредители представляют следующие документы: заявление о регистрации; решение об учреждении коммерческой организации (в частности, учредительный договор); утвержденный устав; свидетельство об уплате государственной пошлины; документы, подтверждающие оплату не менее 50 % уставного капитала коммерческой организации, указанного в решении об учреждении коммерческой организации.
В специальных законах могут быть предусмотрены дополнительные документы. Так, для государственной регистрации кредитной организации необходимо представить в Центральный банк РФ также копии свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц; аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности; декларации о доходах учредителей – физических лиц; анкеты кандидатов на должности руководителей кредитной организации.
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 64
Органы государственной регистрации не вправе требовать другие документы помимо указанных в законе, в противном случае их действия могут быть обжалованы в суде.
Решение о регистрации или отказе в регистрации коммерческой организации должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи учредителями необходимых для этого документов
Осуществляя государственную регистрацию коммерческих организаций, органы регистрации контролируют соблюдение установленных законом условий создания коммерческих организаций. При положительном решении вопроса основные данные о коммерческой организации, в том числе о ее фирменном наименовании, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
При нарушении установленного законом порядка образования коммерческой организации или несоответствии ее учредительных документов закону орган регистрации отказывает в государственной регистрации коммерческой организации. Отказ в регистрации по другим основаниям, в частности по мотивам нецелесообразности создания коммерческой организации, не допускается.
Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. При этом подлежат возмещению убытки, причиненные органом регистрации учредителям в результате незаконного отказа в регистрации (ст. 16 ГК).
С момента государственной регистрации коммерческой организации возникает ее правоспособность, т. е. способность иметь гражданские права и нести обязанности. Коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (абз. 2 п. 1 ст. 113 ГК) и иных видов организаций, предусмотренных законом (например, предприятий с иностранными инвестициями – абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК), могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (ст. 49 ГК).
Иначе говоря, коммерческие организации обладают общей правоспособностью, что в полной мере соответствует общедозволительному режиму предпринимательства. Отсутствие законодательного требования о перечислении в уставе коммерческой организации тех видов деятельности, которыми она может заниматься, способствует развитию деловой активности коммерческих организаций, облегчает ее реакцию на изменение конъюнктуры рынка и перелив капиталов в наиболее перспективные отрасли экономики, способствует стабильности торгового оборота, так как сделки коммерческой организации, обладающей общей правоспособностью, не могут быть признаны недействительными по основаниям противоречия ее целям.
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 65
Коммерческая организация может быть ограничена в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Так, например, кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). С момента признания коммерческой организации несостоятельной (банкротом) и принятия решения об открытии конкурсного производства запрещается отчуждение ее имущества, наступают также другие ограничения в правах (ст. 18 Закона РФ от 19 ноября 1993 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»). Решение об ограничении прав может быть обжаловано коммерческой организацией в суд.
Разумеется, правоспособность коммерческой организации может быть ограничена не только законом, но и по воле учредителя (учредителей), имеющего возможность определить цели деятельности коммерческой организации в ее учредительных документах, что следует из п. 1 ст. 49 ГК.

СЗРФ 1994 № 11. ст. 1194.
СЗРФ.1996. № 3.Ст. 140.
О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях происхождения товаров. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 42 ст. 2322.
СЗ РФ. 1996. № 6 ст. 492.
Ведомости РСФСР. 1990. № 30. ст. 418.
СЗРФ 1994. № 11.Ст. 1194.
См., напр. ст. 12–17 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 3 февраля 1996 г.) // СЗ РФ 1996. № 6. ст. 492.
Ведомости РФ 1993. № 1Лицензирование деятельности коммерческих организаций. Помимо общего условия осуществления правосубъектности коммерческой организации, каким является факт ее государственной регистрации, ГК предусматривает специальные (дополнительные) условия осуществления правосубъектности коммерческих организаций. Таковыми являются различного рода разрешения на занятие определенными видами предпринимательской деятельности: лицензии, квалификационные аттестаты, квоты и т. п.
В соответствии со ст. 49 ГК отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, коммерческая организация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право коммерческой организации осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В настоящее время виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию, определены не только федеральными законами, как того требует ст. 49 ГК, но и другими правовыми актами, которые в соответствующей части следует признать нелегитимными. Так, постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень видов лицензируемой деятельности, а также единый порядок выдачи лицензий.
Лицензирование – это административно-правовой регулятор предпринимательских отношений, имеющий целью обеспечение нормального соотношения частных интересов коммерческой орга-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 66
низации с публичными интересами общества в целом. Возникающие при лицензировании правоотношения между коммерческой организацией и лицензирующим государственным органом являются административными правоотношениями, которые складываются в порядке государственного регулирования экономики.
Следовательно, как и любая деятельность государственных органов, деятельность по лицензированию должна быть четко регламентирована в законе. При этом в основу решения вопроса о лицензировании того или иного вида предпринимательской деятельности должен быть положен принцип «лицензировать только то, что нельзя не лицензировать». Например, в целях обеспечения публичных интересов нельзя не лицензировать опасные для общества виды деятельности, высокодоходные виды деятельности и т. п.
Поскольку лицензирование – это деятельность государственных органов: Центрального банка РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др., – следует сделать вывод, что передача таких функций негосударственным структурам, различным ассоциациям, союзам и т. п. недопустима. Это прямо вытекает из ст. 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Федерального закона РФ от 25 мая 1995 г.), запрещающей передачу хозяйствующим субъектам функций органов власти всех уровней. Вместе с тем допустимо делегирование полномочий государственных органов по лицензированию отдельных видов деятельности органам местного самоуправления.
Соответствующими законами предусматриваются основания для отказа в выдаче лицензий и отзыва лицензий. Перечень таких оснований является исчерпывающим (например, ст. 11, 20 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности»). Отказ в выдаче лицензии либо отзыв лицензии по другим основаниям, кроме предусмотренных законом, не допускается и может быть обжалован в арбитражном суде.
Особо следует заметить, что безлицензионная деятельность предполагает применение к коммерческой организации гражданско-правовых и административно-правовых санкций.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК коммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Сделки, совершенные коммерческой организацией, не имеющей лицензии на занятие соответствующей деятельностью, могут быть признаны судом недействительными по иску этой коммерческой организации, ее учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью коммерческой организации (ст. 173 ГК).
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 67
В качестве примера административной ответственности можно привести норму ст. 157 КоАП,25 предусматривающую ответственность за осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии) или нарушение условий, предусмотренных в лицензии, в виде штрафа или аннулирования лицензии.
Применительно к индивидуальным предпринимателям предусмотрена кроме того, уголовно-правовая ответственность. Новый Уголовный кодекс РФ предусмотрел ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171) и незаконную банковскую деятельность (ст. 172), выражающиеся в частности в осуществлении предпринимательской (банковской) деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования.

СЗРФ.1995. № 1.Ст.69.
СЗ РФ 1995. № 22 ст. 1977.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М., 1993. ст. 6.