Все о тюнинге авто

Кому нужна специальная оценка условий труда. Специальная оценка условий труда вместо аттестации рабочих мест

В соответствии с законодательством РФ российские работодатели имеют обязательство по проведению спецоценки рабочих мест. В чем заключаются особенности данной процедуры? В какие сроки она проводится и из каких этапов может состоять?

Спецоценка или аттестация?

Прежде чем изучать, что представляет собой спецоценка условий труда, рассмотрим то, чем данный термин отличается от понятия «аттестация». Дело в том, что они часто рассматриваются как синонимы. Насколько это правомерно?

Фактически спецоценка условий труда — это процедура, которая была введена законодательством РФ вместо ранее действующей аттестации. Что это значит? Спецоценка — это во многом бывшая аттестация. С точки зрения основных процедур они действительно очень схожи, а вот по назначению близки.

Аттестация существовала до 2014 года. После была заменена спецоценкой. Однако до 2014 года понятие спецоценки также присутствовало в законодательстве РФ. Оно соответствовало процедуре оценки условий труда, которая должна была проводиться в целях освобождения организации от дополнительных перечислений в ПФР.

В 2014 году нормы права, регулирующие аттестацию и оценку труда, были фактически объединены и закреплены в отдельном нормативном акте. В итоге в правовом поле РФ сейчас используется термин «спецоценка условий труда», во многом объединяющий в себе признаки ранее действовавшей аттестации.

В этом смысле в ряде контекстов понятия, о которых идет речь, допустимо рассматривать как синонимичные, но не идентичные полностью. В числе тех правовых аспектов, которые сближают их — положение закона, в соответствии с которым фирма, которая провела аттестацию до вступления законов о спецоценке в силу, может не проводить новую процедуру в течение 5 лет с момента, когда была осуществлена первая.

Рассмотрим сущность спецоценки в современном понимании подробнее.

Что представляет собой спецоценка по условиям труда?

Под в современных нормативно-правовых актах понимается комплекс мероприятий, посредством которого выявляются факторы производства, классифицируемые как вредные или же опасные с точки зрения воздействия на организм сотрудника предприятия.

Проведение спецоценки условий труда должно проводиться на всех типах рабочих мест — включая те, что оборудованы привычными компьютерами и девайсами. Можно отметить, что ранее, когда проводилась аттестация, подобные позиции не подлежали анализу на предмет наличия опасных или вредных факторов.

По итогам проведения спецоценки получает тот или иной класс опасности либо вредности — в соответствии с критериями, закрепленными на уровне федеральных стандартов. В зависимости от соответствующего показателя определяется величина дополнительных взносов работодателя в ПФР.

Если спецоценка условий труда не выявила вредных или опасных факторов, то компания-работодатель должна уведомить об этом регулирующий орган — Роструд. Можно отметить, что ранее, когда действовала аттестация, подобной декларации в государственные ведомства направлять не требовалось.

Фирма-работодатель обязана провести спецоценку условий труда в отношении всех имеющихся рабочих мест, кроме тех, что классифицируются как дистанционные — то есть, тех, что расположены дома у сотрудников, работающих удаленно. Кроме того, не нужно проводить данную процедуру физлицам, которые выступают работодателями, но не являются ИП.

Субъекты спецоценки

Закон о спецоценке условий труда определяет перечень ее субъектов в составе:

Руководителя фирмы-работодателя;

Комиссии по реализации спецоценки;

Партнерской организации, что осуществляет основные процедуры в рамках оценки условий труда в фирме, являющейся работодателем.

Наибольшая степень ответственности за качество проведения специальной оценки исходя из положений регулирующих правовых актов, возложена на комиссию, что формируется компанией-работодателем, а также на представителей партнерской организации, которая осуществляет основные действия в рамках рассматриваемой процедуры.

Этапы спецоценки

В законодательстве определен также ряд этапов в рамках спецоценки условий труда:

Подготовительный, в рамках которого компания заключает контракт с организацией, выполняющей основную работу по исследованию условий труда,

Идентификационный, предполагающий выполнение внешним подрядчиком с соответствующим статусом своих действий, которые заключаются в оценке и на конкретных рабочих позициях,

Отчетный, предполагающий формирование специальных документов по итогам спецоценки условий труда.

Рассмотрим более подробно то, каким образом проводится рассматриваемая процедура. В числе важнейших ее этапов в рамках подготовки — установление правоотношений с фирмой, являющейся поставщиком услуг по выявлению вредных и опасных факторов на производстве.

Подготовка к спецоценке: контракт со специализированной фирмой

Спецоценка условий труда предполагает, таким образом, обращение организации-работодателя за помощью в компетентную организацию. Необходимо заключить с ней договор. Сколько может стоить в данном случае спецоценка условий труда? Стоимость контракта определяется на договорной основе исходя из:

Общего количества рабочих мест в компании;

К фирмам, оказывающим услуги по спецоценке для работодателей, законодатель устанавливает особые требования. Так, тот факт, что фирма выявляет вредные условия труда, а также различные опасные факторы производства, должен отражаться в перечне основных ее видов деятельности, что зафиксирован в государственных реестрах. В штате данной организации должны работать не менее 5 компетентных специалистов. При этом один из них, а лучше — если больше, имеет диплом об образовании по таким специальностям, как врач по гигиене, либо санитарно-гигиеническим исследованиям. Кроме того, организация, что проводит спецоценку для работодателей, должна иметь в распоряжении собственную лабораторию, в которой будут исследоваться вредные заказчиков.

После того как фирма-работодатель установила правоотношения с компетентной фирмой, подготовленной для проведение спецоценки, издается особый приказ — о формировании комиссии, которая будет организовывать рассматриваемое мероприятие, утверждает его график. Рассмотрим более подробно задачи, которые решает данная внутрикорпоративная структура.

Подготовка к спецоценке: комиссия

В состав комиссии, о которой идет речь, должны входить:

Руководитель фирмы-работодателя, его доверенные лица — чаще всего это начальники структурных подразделений компании, юристы;

Человек, отвечающий за решение вопросов по охране труда;

Представитель профсоюза — если сотрудники фирмы входят в него;

Представители компании, которая проводит спецоценку.

Общее количество участников комиссии, обеспечивающей проведение специальной оценки, должно быть нечетным. Стоит отметить, что, по мнению некоторых экспертов, представители фирмы, которая осуществляет по договору основные действия в рамках спецоценки условий труда, не должна рассматриваться как имеющая отношение к комиссии, о которой идет речь.

Одна из ключевых задач предприятия при формировании рассматриваемой внутрикорпоративной структуры — подбор компетентных кандидатов из числа штатных работников. Основной документ, в котором определяется перечень участников комиссии — издаваемый руководителем фирмы приказ. Спецоценка условий труда рассматривается как официальная процедура, проведение которой необходимо корректно зафиксировать в локальных нормативных актах. В соответствующем приказе фиксируется порядок деятельности комиссии, о которой идет речь. Как правило, данный документ наделяет рассматриваемую внутрикорпоративную структуру широким кругом полномочий. В числе таковых — принятие локальных нормативов, имеющих отношение к спецоценке условий труда.

Первая важнейшая задача комиссии по специальной оценке — формирование перечня внутрикорпоративных рабочих мест, на которых должны выявляться вредные или опасные факторы. Данный перечень впоследствии передается организации, с которой заключен контракт на оказание услуг по спецоценке. Следующий ключевой этап рассматриваемой процедуры — идентификационный. Изучим его особенности.

Идентификационный этап спецоценки

На данном этапе спецоценка условий труда предполагает, таким образом, идентификацию вредных или же опасных факторов в рамках рабочих мест. Данная процедура включает сопоставление условий производственной среды в фирме, а также характеристик трудового процесса с теми факторами, что отражены на уровне федеральных стандартов. То, каким образом осуществляется идентификация факторов, также закреплено в отдельных источниках права, и участники спецоценки обязаны следовать положениям, которые в них отражены.

Главную роль в рассматриваемой процедуры выполняет представитель организации, с которой фирма-работодатель заключила контракт на проведение специальной оценки рабочих мест. То, насколько компетентно он проведет свою работу, определяет оперативность и достоверность результатов спецоценки.

Стоит отметить, что идентификация в отношении ряда рабочих мест не проводится — их перечень определен отдельными положениями законодательства. Например, к таковым относятся те рабочие места, на которых сотрудники получают компенсации за вредные или опасные условия труда.

Представитель организации, которая проводит спецоценку, может запрашивать у фирмы-работодателя различные сведения из числа тех, что относятся к данным по производственному контролю. По итогам идентификационного этапа специальной оценки формируется заключение фирмы, с которой подписан контракт на осуществление рассматриваемой процедуры.

Результаты спецоценки

Рассмотрим более подробно то, как фиксируются результаты процедуры, о которой идет речь. После того как эксперты компетентной организации проводят свою работу в рамках идентификационного этапа, условия труда в фирме могут быть классифицированы как вредные либо опасные с присвоением им соответствующей категории. Если подобные факторы не выявлены, то работодатель должен составить декларацию о том, что условия труда в фирме соответствуют нормативам, закрепленным в законодательстве. Она будет действовать 5 лет. Можно отметить, что предусмотрен механизм продления данного срока — если на рабочих местах, где была проведена спецоценка, не произошли каких-либо инцидентов.

Декларацию, свидетельствующую о том, что спецоценка условий не выявила вредных или опасных факторов, нужно направлять в территориальное подразделение Роструда, в юрисдикции которого — территория, на которой осуществляет деятельность фирма-работодатель. Для этого нужно использовать установленную форму.

По итогам спецоценки формируются иные отчетные документы — за это может быть ответственна как партнерская организация, так и комиссия. Главная задача участников специальной оценки — зафиксировать ее итоги во всей доступной полноте и с указанием достоверных показателей.

Сроки проведения мероприятия

Как часто должна осуществляться спецоценка условий труда? Сроки проведения данной процедуры определены на уровне федерального законодательства. В общем случае она должна осуществляться не реже, чем 1 раз в 5 лет для конкретной группы рабочих мест. В случае если у фирмы есть действующая аттестация, но не проведена спецоценка, то вторая процедура должна быть инициирована сразу же после того, как истечет срок действия документа, подтверждающего проведение аттестации.

В случае если в фирме появляются новые рабочие места, то оценку условий труда на них нужно провести сразу же после их введения в производственные процессы. К таким рабочим местам относятся, как мы отметили выше, даже те, которые в общем случае не предполагают наличия вредных или опасных акторов. Так, спецоценка условий труда офисных работников проводится по тем же основаниям, что и в случае с исследованием на промышленных предприятия.

Спецоценка и страховые взносы

Как мы отметили выше, в зависимости от результатов рассматриваемой процедуры определяется величина страховых взносов предприятия в ПФР. Всего предусмотрено определение 4 классов опасности на рабочих местах. Чем он выше, тем более ощутимой будет платежная нагрузка на фирму. Конкретные ставки по отчислениям в ПФР установлены на уровне федеральных нормативных актов.

В частности, если проведение спецоценки условий труда показало, что рабочие места определены как опасные, то работодателю нужно будет уплачивать в ПФР дополнительный взнос в размере 8%. Если соответствующие факторы классифицированы как вредные — имеет значение их подкласс. Есть минимальный, и он предполагает уплату дополнительных взносов в ПФР в размере 2%. Есть максимальный — в соответствии с ним платежная нагрузка составляет 2%.

В случае если спецоценка позволила отнести рабочие места к тем, на которых уровень опасности или вредности допустимый либо оптимальный, то дополнительные взносы в ПФР фирма не уплачивает.

Санкции за неосуществление спецоценки

Что будет, если фирма забудет провести спецоценку условий труда или сознательно будет избегать ее проведения? На этот случай в законодательстве России определен ряд санкционных мер, которые закреплены в ст. 5.27.1 КоАП РФ. В соответствии с положениями данного источника права фирма может быть предупреждена в случае неосуществления спецоценки или же оштрафована.

Так, если человек ведет бизнес в статусе ИП, то он может быть оштрафован за игнорирование рассматриваемой процедуры на сумму в 5-10 тыс. рублей. Организация может получить взыскание на сумму 60-80 тыс. рублей.

Резюме

Итак, мы исследовали сущность такой процедуры, как спецоценка условий труда, сроки проведения данного мероприятия. В соответствии с законодательством РФ данную специальную оценку должны осуществлять все фирмы-работодатели, имеющие офисные или производственные рабочие места. Главное — определить класс опасности или вредности для них, которые повлияют на дополнительные отчисления в ПФР.

Для этого необходимо обратиться за помощью к внешнему поставщику услуг по оценке рабочих мест в компании. Соответствующая организация должна иметь необходимую компетенцию. Ее специалистами должна задействоваться эффективная методика. Спецоценка условий труда — ответственная процедура, и должна проводиться опытными экспертами.

Специальная оценка рабочих мест близка к аттестации. В ряде правоотношений по правовому статусу она ее заменяет: так, если до 2014 года в фирме была проведена аттестация, то в течение 5 лет с момента ее осуществления спецоценку в компании проводить не требуется. Исключение — появление в фирме новых рабочих мест.

По замыслу законодателя спецоценка заменяет аттестацию, а также дополняет ее правовыми признаками, которые характеризовали оценку условий труда, которая ранее применялась как отдельная процедура.

Если спецоценка не будет проведена, то на фирму-работодателя могут быть наложены штрафные санкции. Они могут быть выше, чем расходы на проведение такой процедуры, как спецоценка условий труда. Цены на нее, конечно, могут быть весьма существенны для бюджета компании. Но возможная экономия за счет отсутствия штрафов, а также снижения отчислений в ПФР может оказаться более важным аргументом.

В принципе, руководству фирмы вполне можно найти выгодный контракт на проведение такой процедуры, как спецоценка условий труда. Москва и другие крупные города являются в достаточной мере высококонкурентными рынками в тех сегментах, в которых оказываются услуги, о которых идет речь, поэтому многие фирмы готовы стать партнерами работодателей по приемлемым для обеих сторон правоотношений ценам.

Мест по условиям труда с учетом нововведений, принятых в 2015 году, получил некоторые серьезные изменения. Работодатель должен познакомиться со всеми положениями, обязательными для специальной оценки рабочих мест.

Именно так стал называться комплекс мероприятий, который подводит итоги анализа условий работы персонала.

Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда в 2019 году

Целью актуальной процедуры является оценка действующих .

Разобраться с нововведениями, которые касаются проведения комплексного анализа, можно после ознакомления с Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

Основные изменения касаются:

  1. Методики проведения изменений. Здесь требуется четкое определение исполнителей и правил оценки биологических факторов.
  2. Административной ответственности за несвоевременное выполнение процедуры.

В течение 2015 года на законодательном уровне решался вопрос об отмене проведения комплекса оценочных мероприятий для некоторых категорий малого и среднего бизнеса. Это положение не нашло поддержки у законодателей, и в 2019 году нужно будет провести.

Исключение составят компании, которые имеют действующие результаты после проведения компании до 2014 года.

Кем и когда проводится аттестация

Для проведения комплексного анализа мест труда создается специальная комиссия.

Состав формируется из следующей категории специалистов:

  1. Специалист предприятия, занятый в области охраны труда.
  2. Представитель нанимателя, компетентный в актуальных вопросах производства.
  3. Представители профсоюзной организации предприятия.
  4. Уполномоченное лицо аттестующей организации.

Привлечение представителя аттестующей компании является обязательной нормой. Даже при выявлении опасных факторов и вредностей, которые можно зафиксировать самостоятельно, результаты не могут быть признаны законными.

Аттестующая компания проходит обязательную аккредитацию, что подтверждает владение методиками для выполнения процедуры в установленном порядке.

Аттестации рабочих мест не изменялась и составляет 5 лет. Предыдущие компании датированы 2009 и 2014 годом.

Однако, при создании новых рабочих мест законом установлен срок в 60 рабочих дней со дня начала эксплуатации до момента специального анализа этого места.

В случае улучшений условий труда на рабочем месте наниматель может провести внеочередную компанию по оценке места труда. Согласно с измененным порядком проведения , даже при наличии признанных результатов оценки рабочего места, при наличии труда, потребуется повторная процедура.

Что такое специальная оценка условий труда узнайте из видео.

Порядок проведения аттестации рабочих мест в 2019 году, оформление документов

Для проведения контрольных действий в рамках комплексной оценки рабочих мест потребуется осуществить некоторые организационные мероприятия:

  1. Создать комиссию для проведения аттестации.
    В документе определяется состав руководящего совета.
  2. График проведения мероприятия.
    Сроки выполнения действий устанавливаются на основе отдельного документа за подписью руководителя.
  3. Договор с организацией по проведению аттестации.
    При заключении договора основное правило определяет независимость нанимателя и приглашаемой организации.

Всестороннее рассмотрение места труда предусматривает объективную оценку состояния условий работы. Наниматель предоставляет всю первичную документацию, обеспечивает беспрепятственный доступ на каждый производственный участок.

Установленный порядок проведения аттестации предусматривает последовательные этапы проводимой процедуры:

  1. Определяются рабочие места, подлежащие комплексной оценке, в том числе, на основании Списка № 1 и Списка № 2.
  2. Выделяются действующие опасные или вредные факторы.
    Проводится их количественная или качественная оценка, оценка соответствия установленным нормативам.
  3. Проводится анализ вспомогательных факторов – обеспечение спецодеждой и средствами защиты работников.
  4. Составляется итоговый документ, который позволяет сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости определить виды компенсаций или льгот.

Результаты комплексной оценки по отдельным местам определяются на основании итогового документа, где учитываются:

    • исходные документы для начала комплекса мероприятий;
    • перечень рабочих мест для проведения исследований;

  • объективная информация об аттестующей организации;
  • карта комплексной оценки на каждое рабочее место;
  • сводные документы по всем рабочим местам, включая таблицу по классам опасности, назначенным видам компенсаций;
  • итоговый документ заседания аттестационной комиссии, с указанием замечаний и предложений по итогам законченной работы;
  • утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда для отдельных рабочих мест;
  • заключение на основании государственной экспертизы проведенной комплексной оценки.

Результаты проведенной мероприятий обязательны для выполнения нанимателем любой формы собственности в установленные сроки.

Штрафы за отсутствие аттестации

Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.

Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.

Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.

В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.

При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.

Кто может не проходить аттестацию рабочего места

Случаев, когда проведения сложной процедуры комплексного анализа условий труда не требуется – немного. В основном это касается предприятий малого бизнеса.

В случае занятости в работе только одного лица, когда не составляется договор найма на работу. Соответственно, необходимость оценки рабочего места также отсутствует.

Однако при аренде офиса, где есть хотя бы одно рабочее место, аттестация понадобится.

При работе в компании удаленных работников, также анализировать их рабочее место нет необходимости. Здесь численность работников не играет роли.

На выполнении аттестации можно немного сэкономить при наличии нескольких схожих мест с однотипными условиями труда.

Осматривать каждое рабочее место не потребуется.

Важно только учесть два ограничения:

  • анализ осуществляется для 20 % от имеющихся таких мест труда;
  • число мест для комплексной оценки не может быть менее двух.

Чтобы не допустить нарушения в определении объема работ, нужно подтвердить их количество в соответствии со штатным расписанием для предприятия.

Соблюдение установленной процедуры и сроков проведения комплексного анализа рабочих мест позволят установить законные виды компенсации и льгот для всех категорий работников, разработать мероприятия для улучшения условий труда.

Оплата административного наказания за несвоевременное выполнение комплекса мероприятий часто имеет больший размер, чем средства, необходимые на улучшение условий труда.

Еще о специальной оценке условий труда можно узнать из видео.

Вконтакте

Спецоценка условий труда — мероприятие, обязательное для всех российских фирм-работодателей в силу требований ТК РФ. Проводится она в целях определения уровня вредных факторов в офисе или на производстве. В чем наиболее примечательные нюансы спецоценки, расскажем в нашей статье.

Спецоценка условий труда: ее сущность

Специальная оценка условий труда регламентируется положениями ст. 212 ТК РФ, которые появились в кодексе после издания закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Порядок ее проведения содержит приказ Минтруда от 24.01.2014 № 33н. А за спецоценкой условий труда утвержден приказом Минтруда от 21.04.2017 № 377н.

Прежде всего, данное мероприятие предполагает выявление вредных либо опасных для здоровья людей, работающих в офисах и на производствах, факторов. Посредством спецоценки условий труда также определяется степень воздействия обнаруженных факторов на сотрудника, а также то, насколько соответствующие показатели отклоняются от тех или иных норм. Кроме того, анализируется уровень эффективности применяемых средств индивидуальной (либо коллективной) защиты наемных сотрудников.

По итогам спецоценки условий труда для каждого инспектированного рабочего места устанавливается один из 4 классов условий труда (опасные, вредные, допустимые, оптимальные), а также их подкласс.

Как соотносятся специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест

Спецоценка условий труда по закону № 426-ФЗ заменила собой аттестацию рабочих мест сотрудников. По содержанию оба мероприятия в целом схожи. Но вот правовые последствия аттестации и спецоценки условий труда несколько различаются.

Так, по факту проведения первой процедуры и выявления вредных условий на тех или иных рабочих местах сотрудники фирмы получают право:

  • на уменьшение длительности рабочей недели (она не должна превышать 36 часов);
  • минимум 7 дней, добавляемых к отпуску;
  • повышение оклада по должности минимум на 4%.

В свою очередь, итоги спецоценки условий труда предопределяют появление у работника права на все указанные льготы, только если условия на его рабочем месте были оценены как соответствующие подклассам вредности от 3,3 и выше.

Кроме того, итоги спецоценки условий труда определенным образом влияют на величину дополнительных отчислений работодателя в ПФР, установленных п. 3 ст. 428 НК РФ.

Если, например, то или иное рабочее место оценено как соответствующее классу опасных условий труда, то компания-работодатель, которая провела спецоценку условий труда, обязана будет уплачивать в ПФР взнос в размере 8% от зарплаты сотрудника, занятого на соответствующем рабочем месте, если как вредный — то от 2 до 7%. Но если класс рабочего места по факту спецоценки условий труда определен как допустимый или оптимальный, размер данного взноса будет равен 0.

В свою очередь, нормы отчислений в ПФР при аттестации определяются по иным принципам. Они, во-первых, фиксированные, а во-вторых, как правило, меняются законодателем ежегодно (чуть позже мы рассмотрим специфику данной схемы подробнее).

Вместе с тем схожесть аттестации и спецоценки условий труда обуславливает некоторую преемственность данных процедур.

Аттестация и спецоценка: аспекты преемственности

Так, если фирма до вступления в силу закона № 426-ФЗ провела аттестацию рабочих мест, то в течение 5 лет с момента ее завершения она вправе не инициировать спецоценку условий труда (п. 4 ст. 27 закона № 426-ФЗ). Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда требуется проведение внеплановой специальной оценки условий труда согласно критериям п. 1 ст. 17 закона № 426-ФЗ.

Еще 1 аспект преемственности аттестации и спецоценки рабочих мест по условиям труда заключается в том, что тарифы в ПФР, установленные ст. 428 НК РФ, частично применяются также фирмами, которые провели аттестацию. Так, если по факту аттестации условия труда на рабочих местах были оценены как вредные или опасные, взносы в ПФР по ним будут соответствовать тем, которые определены для вредных или опасных условий, фиксируемых при спецоценке условий труда.

Однако если по итогам аттестации условия на рабочих местах были классифицированы как допустимые или оптимальные, фирме, если она затем не проведет спецоценку, придется уплачивать в ПФР взнос по нормам пп. 1 и 2 ст. 428 НК РФ. Как раз тем, которые, как мы отметили выше, фиксированные и ежегодно меняются государством. Сегодня они могут составлять 6 или 9% — в зависимости от вида выполняемых сотрудниками работ, перечисленных в ст. 30 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Для каких фирм спецоценка рабочих мест обязательна

В общем случае спецоценка рабочих мест обязательна для всех юрлиц и ИП, имеющих наемных сотрудников, работающих на территории предприятия, то есть не удаленно и не на дому (п. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ). Фирме необходимо сделать спецоценку условий труда в 2017 году в кратчайшие сроки (в частности, сразу после регистрации юрлица или ИП в ФНС и найма первого сотрудника), если она еще не провела аттестацию, результаты которой сохраняют силу в течение 5 лет.

ВАЖНО! Если спецоценка условий труда не будет своевременно проведена, на фирму может быть наложен штраф согласно п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Вместе с тем если в компании отсутствуют рабочие места, включенные в списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а также признанные вредными в силу текущих НПА или по факту аттестации, спецоценка условий труда фирмой может быть отложена, так как крайний срок ее проведения в данном случае — 31 декабря 2018 года.

Нужна ли СОУТ на временных рабочих местах, узнайте .

Кто непосредственно проводит спецоценку рабочих мест по условиям труда

Инициатором юридических действий при проведении спецоценки условий труда должна быть фирма, имеющая наемных сотрудников. Она же должна финансировать расходы на осуществление данного мероприятия.

Однако по закону о спецоценке условий труда проводит ее сторонняя организация, имеющая необходимые компетенции. Чаще всего это аккредитованная Министерством труда структура, предоставляющая услуги в сфере охраны труда для частных фирм. Специальная оценка условий труда, таким образом, фактически является внешним, аутсорсинговым сервисом, заказываемым компанией-работодателем.

Специальная оценка условий труда на аналогичных рабочих местах

Вынужденная нанимать стороннюю фирму компания-работодатель в ходе осуществления спецоценки условий труда может нести существенные расходы. В общем случае необходимо провести исследование на предмет вредных и опасных факторов всех рабочих мест в фирме. Но есть 1 способ сократить их количество — классифицировать соответствующие места как аналогичные. Тогда и расходов у компании-заказчика будет ощутимо меньше.

  • располагаются в одном и том же или отдельных, но единообразных помещениях;
  • оснащены однотипной климатической инфраструктурой;
  • задействуются работниками, решающими одни и те же производственные задачи, занимающими одну и ту же должность, имеющими одинаковую профессию, работающими в одно и то же время.

Экономия в данном случае получается за счет того, что спецоценка условий труда по закону № 426 ФЗ допускается для 20% аналогичных рабочих мест от их общего количества. При этом оцениваемых мест должно быть не менее 2 (п. 1 ст. 16 закона № 426-ФЗ).

Что делать с результатами спецоценки

После того как спецоценка условий труда проведена специализированной фирмой, оформляется отчет на основе формы, утвержденной приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н. Его должны подписать сотрудники проверяющей организации, а также представители компании, заказавшей проведение специальной оценки условий труда.

Сводная информация по отчету, в котором фиксируются результаты спецоценки условий труда, должна быть размещена на сайте компании-работодателя (п. 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ). Также фирма должна письменно ознакомить сотрудников с итогами специальной оценки условий труда в течение 30 дней с момента ее проведения (п. 5 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

Если согласно отчету о проведении спецоценки на рабочих местах не выявлены вредные или опасные производственные факторы или если с 01.05.2016 условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, необходимо оформить декларацию по спецоценке условий труда (ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ, ч. 1 ст. 3 ФЗ от 01.05.2016 № 136-ФЗ).

Часто возникает вопрос: кто сдает декларацию по спецоценке условий труда работодатель или специализированная фирма, которая проводила спецоценку? Для ответа нужно опять обратиться к ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ. Согласно этой норме составление декларации и ее подача в Государственную инспекцию по труду является обязанностью работодателя. Минтруд России в п. 5 приказа от 07.02.2014 № 80н указывает на срок подачи декларации работодателем — не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Что изменено в законе о спецоценке с 2016 года

  • компаний, основной деятельностью которых является спецоценка условий труда в 2016 году;
  • работодателей.

Так, среди существенных изменений можно выделить:

  • обязанность работодателя обратиться в специализированную компанию по проведению оценки опасных и вредных для здоровья производственных факторов при наличии обращения своих работников;
  • декларация по спецоценке условий труда с 2016 года предоставляется не только в случаях, когда условия труда были признаны безопасными/безвредными, но и в случае установления допустимых/оптимальных условий.

Итоги

Специальная оценка условий труда — мероприятие, которое должны проводить все российские компании-работодатели. Если ранее фирма уже занималась аттестацией рабочих мест, то спецоценку условий труда можно на законных основаниях перенести на 5 лет. Если в компании нет вредных рабочих мест, а также позиций, указанных в перечне, утвержденном постановлением № 781, и корреспондирующих с ним НПА, специальную оценку условий труда можно отложить до 31.12.2018.

Для проведения специальной оценки условий труда фирма-работодатель должна обратиться в специализированную организацию, аккредитованную Министерством труда. Экономии на оплате ее услуг может способствовать наличие у заказчика специальной оценки условий труда значимого количества альтернативных рабочих мест, из которых можно оценивать только 20%, но как минимум 2 рабочих места.

Специальная оценка условий труда - это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.

Обеспечение безопасных условий труда работника - это одна из основных обязанностей работодателя , и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ. От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников. Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.

Дополнительно, по результатам спецоценки:

  • работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Какие рабочие места надо оценивать?

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда. По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка - это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники). Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу. А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги , то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест

Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель. Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

Не очень понятно - как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником. Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для . Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.

Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций , имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда.

За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):

  • должностные лица - от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
  • на организации - от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.

Как проходит специальная оценка условий труда?

Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;

Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% - для опасного.

По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления. Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда. Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Специальная оценка условий труда, или сокращенно СОУТ — анализ шума, радиоактивного излучения, света, вредных испарений и других факторов на рабочих местах.

Рабочее место — всё, с чем работает сотрудник: помещение, стол, стул, компьютер, лампа, окно рядом. Спецоценка определяет, нужно ли работодателю выдавать сотрудникам молоко за вредность.

Условия труда бывают:

  • опасными;
  • вредными;
  • допустимыми;
  • оптимальными.

Если условия допустимые или оптимальные, ничего делать не нужно. При вредных или опасных условиях работодатель увеличивает страховые взносы за сотрудников, а сотрудник может раньше выйти на пенсию.

Оценку рабочего места проводит эксперт и пишет заключение:

Эксперт решил, что с рабочим местом генерального директора всё в порядке, нет опасности и вреда

По закону «О специальной оценке условий» работодатель не вправе сам решать, какие у него условия труда. Условия классифицирует только компания, которую аккредитовал Минтруда.

Штрафы до двухсот тысяч, если нет спецоценки

Спецоценка — обязательная проверка рабочих мест. За спецоценкой следит инспекция труда, если спецоценки нет, работодателя ждет штраф. «Специальная оценка условий труда должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года» — цитата из закона об оценке.

В первый раз за отсутствие спецоценки инспекция предупреждает и просит работодателя исправиться. За повторные нарушения инспектор вправе запретить директору работать директором до трех лет, а работодателю — выписать максимальные штрафы:

  • ИП — до 40 000 рублей;
  • компании — до 200 000 рублей.

Инспекция узнает, что у компании нет спецоценки в двух случаях:

  • во время плановой проверки. Инспекция запрашивает у компании оценку труда вместе с другими документами или только оценку;
  • во время проверки по жалобам сотрудников.

В моей практике были случаи: менеджер написал жалобу на задержку зарплаты — инспекция запросила у работодателя трудовой договор и спецоценку.

Если спецоценки нет, инспекция дает двадцать рабочих дней, чтобы ее провести. Этого времени не хватает, потому что спецоценка в среднем занимает полтора месяца. Если работодатель не успеет, инспектор вправе выписать штраф как за повторное нарушение.

Клиент обратился ко мне, когда получил внушение от инспекции. Чтобы обойтись без штрафа, я нашла компанию, которая проведет оценку, подписала с ней договор и рассказала об этом инспектору. Инспектор увидел, что работодатель начал исправляться, и не выписал штраф. Мой совет: если оценки нет и это заметила инспекция, находите оценщика и сообщайте в инспекцию. Есть шанс избежать штрафа.

Спецоценка обязательна для всех

Спецоценка обязательна для всех работодателей: для металлургического завода, контактного центра, аптеки и магазина мужских рубашек. Есть хотя бы один трудовой договор — должна быть специальная оценка условий труда.

В оценке труда анализируется рабочее место сотрудников. Если сотрудник работает вне офиса, для него оценка не нужна. В трудовом кодексе такие сотрудники называются «надомниками» и «дистанционными сотрудниками».

Частый пример дистанционного сотрудника — оператор колцентра. Он говорит с клиентами из дома, поэтому работодатель не отвечает за шумных соседей, радиацию и выбросы завода под окном.

Чтобы инспектор убедился в удаленной работе, советую писать в трудовом договоре, что речь о работе вне офиса. Иначе можно подумать, что оператор, работает то из дома, то из офиса.

Спецоценка — раз в пять лет

Работодатель обязан проводить спецоценку раз в пять лет, это стандартный срок. Есть случаи, когда провести надо раньше:

  • компания переехала в другой офис — понадобится спецоценка для новых рабочих мест;
  • выпустила приказ о новом рабочем месте. Раньше в офисе сидело десять человек, теперь они потеснились, и к ним поставили еще один стол и стул для нового сотрудника;
  • поставила новое оборудование или изменила технологию производства. Раньше сотрудники собирали дверные замки вручную, а теперь на конвейере;
  • не уследила, и произошел несчастный случай;
  • изменились обязанности сотрудника. Раньше контролер проверял качество по отчетам, теперь выезжает с проверками на производство.

До 2014 года спецоценка называлась «аттестацией рабочих мест», аттестация тоже была обязательной и действовала пять лет. Если работодатель ее провел и пятилетний срок аттестации не прошел, спецоценку можно не делать.

Есть вопрос, который часто задают клиенты: нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если я переименовал должность сотрудника. В магазине работали продавцы-консультанты, а стали — менеджеры по продажам. Если рабочее место и обязанности не изменились, новая спецоценка не нужна.

Всё, что нужно для бизнеса

Дело Модульбанка — это издание о бизнесе. Мы рассказываем обо всём, что нужно знать российскому предпринимателю: какие вышли новые законы, как проходить проверки в разных инстанциях, как не получить штрафов.

Работодатель тратит неделю на спецоценку

Специальная оценка условий труда в среднем занимает полтора месяца. Спецоценку проводит подрядчик, но от работодателя потребуется ее организовать. По опыту клиентов, на организацию уходит неделя. Вот что делает работодатель:

  • выбирает компанию, которая будет проводить оценку, и подписывает договор;
  • готовит приказ о создании комиссии;
  • передает оценщикам документы. Например, трудовые договоры и должностные инструкции. Еще понадобится список рабочих мест и график спецоценки;
  • просит сотрудников подписать карточки рабочих мест — это описание условий, а потом подписать допсоглашения к трудовым договорам. В допсоглашении — как раз те самые карточки;
  • сдает декларацию о спецоценке в инспекцию труда.

От спецоценщика работают менеджер, инженеры и эксперт:

  • менеджер запрашивает документы, например, должностные инструкции, трудовые договоры, график отпусков, и уточняет подробности — работают ли в компании подростки или беременные;
  • инженер приезжает в офис или на производство, проводит замеры шума, освещения, радиационного излучения и других вредных факторов;
  • эксперт анализирует замеры и готовит заключение;
  • менеджер выдает работодателю отчет, заключение эксперта, карточки условий труда рабочих мест и рекомендации, что можно улучшить.

Оценка проходит незаметно. Во время замеров инженеры никого не отвлекают, директору не нужно выделить им отдельную комнату или кормить обедами.

Оценщик — из реестра Роструда

Спецоценку проводит не сам работодатель, а специальная компания. Советую выбирать по двум критериям: аккредитация Рострудом и цена.

Аккредитация. Специальную оценку условий труда вправе проводить только аккредитованные компании из списка Роструда. В списке — 521 компания.

Реестр оценщиков удалось открыть только через гугл-таблицы. В таблице — названия компаний и контакты

Компании с аккредитацией получают уведомление на фирменном бланке и с печатью министерства:

Цена. Оценщики сами устанавливают цены. По опыту, цена зависит от количества рабочих мест: десять мест — тысяча рублей за каждое, сто мест — восемьсот рублей.

Цена может зависеть не только от количества мест, на нее влияют факторы, которые будут оценивать, например, замер шума и вибраций. Для примера — стоимость оценщика «Экспертиза».

Из таблицы непонятно, что включено в стоимость оценки рабочего места и какие факторы мне нужны

Лучше не только смотреть цены на сайте, а позвонить и расспросить. Я позвонила в «Экспертизу» и узнала: спецоценка рабочего места в пекарне со всеми замерами обойдется в 1200 рублей.

В среднем спецоценка для офиса из двадцати человек стоит двадцать тысяч рублей, для общепита — тридцать.

Комиссия для спецоценки

После того, как работодатель найдет оценщика, время готовиться к оценке. Первый шаг — собрать комиссию, такое вот требование по закону. В комиссии должно быть нечетное число участников, не меньше трех.

Список участников комиссии — нестрогий, включить можно кого угодно. Обычно это генеральный директор, специалист по охране труда или кадровик, представитель профсоюза, если он есть.

Чтобы собрать комиссию, работодатель готовит приказ. У приказа нет официальной формы, единственное требование — рассказать суть: кто собирается, зачем и в каком составе.

Задача комиссии — собрать документы для оценщика, получить его заключение, проанализировать и передать итоги инспекции труда. Собираться в одном помещении необязательно: помогать и обсуждать результаты оценки можно по вотсапу или электронной почте.

Документы для спецоценки

Итак, работодатель выбрал оценщика и собрал комиссию. Теперь очередь за документами, которые понадобятся для оценки:

  • приказ со списком рабочих мест;
  • график проведения спецоценки;
  • карточки рабочих мест и допсоглашения с сотрудниками.

Шаблоны всех документов есть на сайте Роструда, придумывать с нуля ничего не надо.

Приказ со списком рабочих мест. Цель приказа — определить, сколько рабочих мест надо оценивать. Минимальное количество мест с оценкой — одно, максимальной планки нет.

  • принести лично;
  • отправить по почте с описью вложений и уведомлением о вручении;
  • Получить электронную подпись

  • сдать через сайт Роструда.

Чтобы отправить декларацию через сайт, понадобится электронно-цифровая подпись

Спецоценка — это хлопотно. И может быть так, что вы пройдете спецоценку, заплатите деньги, а ее никто никогда не спросит. Но это так же, как со всеми правилами: лучше пройти и забыть на пять лет, чем однажды получить неприятный запрос от инспекции.