Все о тюнинге авто

Компания s7 sea launch. «Морской старт»: судьба плавучего космодрома в российских руках

S7 Group (второй по пассажиропотоку российский перевозчик, владеет авиакомпаниями «Сибирь» и «Глобус») сообщила о покупке плавучего космодрома «Морской старт»: контракт подписан во вторник на Международном астронавтическом конгрессе IAC 2016 в Гвадалахаре (Мексика). Предметом сделки являются корабль Sea Launch Commander и платформа в Тихом океане Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич (США) и товарный знак Sea Launch, говорится в релизе.

Швейцарская компания Sea Launch AG (владеет активами «Морского старта») была создана в 1995 г. для организации космических запусков, в 2009 г. компания обанкротилась, запуски на ней прекратились в 2014 г. 95% принадлежит ракетно-космической корпорации «Энергия», 3% - американской корпорации Boeing, 2% - норвежской Aker Solutions.

«Мы очень рады, что подписали этот контракт. Пройден большой путь по структурированию сделки и ее реализации. Проект довольно сложный, но у S7 Group новые подходы к организации бизнеса, и я уверен, что у них при нашей поддержке получится сделать проект успешным», - приводятся в релизе слова гендиректора РКК «Энергия» Владимира Солнцева. Пресс-служба Роскосмоса подтвердила, что S7 покупает «Морской старт».

Закрытие сделки планируется через шесть месяцев – после получения одобрения соответствующими властями США и подписания ряда договоров, которые являются частью данной сделки. Сделка должна получить одобрение Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS), сообщает S7.

S7 инвестировала в проект «Морской старт» более $150 млн, сообщил ТАСС Владислав Филев. «В пяти юрисдикциях, куча разных договоров, в разных валютах, в общем примерно $160 млн», - сказал он. Ранее на пресс-конференции в Мексике, посвященной покупке «Морского старта», Филев называл сумму в $150 млн.

В свою очередь Bloomberg со ссылкой на двух человек, знакомых с условиями сделки, сообщил, что ее размер - около $100 млн. Это меньше, чем задолженность других участников проекта перед Boeing, который погашал долги Sea Launch AG. «Энергия» должна американской компании $320 млн, украинские «Южмаш» и КБ «Южное» (вышли из проекта при его реструктуризации после банкротства) - $190 млн. Boeing взыскал эти суммы с партнеров в суде Центрального округа Калифорнии и добился ареста активов компании.

S7 Group принадлежит супругам Владиславу и Наталье Филевым, Филев - гендиректор группы. Человек, близкий к руководству S7, рассказывал, что проект интересен лично Филеву, который окончил Военно-космическую академию им. Можайского и видит в «Морском старте» коммерческий потенциал.

«Вывести комплекс из консервации и начать пусковую деятельность планируется через 18 месяцев после одобрения сделки – ориентировочно в конце 2018 г. Мы рассчитываем, что без больших вложений в модернизацию Sea Launch сможем сделать до 70 пусков в течение 15 лет. Наш подход к ведению бизнеса кардинально отличается от многих компаний: мы не будем продавать обещания, мы будем продавать запуски только на готовых ракетах-носителях. Сначала ракеты, и только потом – покупатель», - приводятся в релизе слова Филева.

S7 также подписала соглашение о сотрудничестве с РКК «Энергия»: компании будут вести совместную работу по возобновлению эксплуатации комплекса «Морской старт», при этом РКК «Энергия» будет оказывать S7 Group всю необходимую инженерную поддержку и содействие в организации пусков, а также в работах по системной интеграции, сообщает S7. В августе гендиректор «Энергии» Солнцев говорил на пресс-конференции, что «Энергия» планирует остаться в проекте.

«Приобретение космодрома – это «входной билет» для нас в космическую индустрию. Космическая инфраструктура развивается очень стремительно. С нашей точки зрения, это очень интересное направление бизнеса, которое имеет хорошие долгосрочные перспективы», - цитирует пресс-служба S7 Филева.

В этом году один из самых интересных и революционных международных космических проектов конца XX века« Морской старт» перешел в частные руки. «Популярная механика» встретилась с человеком, который решил вдохнуть в космодром новую жизнь, а заодно и спасти уникальные ракетные технологии.

В конце сентября крупнейший частный российский авиаперевозчик S7 Group выкупил у группы Sea Launch примерно за 160 млн долларов активы плавучего космодрома «Морской старт»: корабль Sea Launch Commander, морскую стартовую платформу Odyssey и наземный комплекс в базовом американском порту Лонг-Бич. Одни поспешили назвать главу и совладельца S7 Владислава Филёва недальновидным бизнесменом (в последнее время «Морской старт» приносил только гигантские убытки), которого обвели вокруг пальца, всучив некондицию, другие тут же окрестили русским Илоном Маском. На самом деле и те и другие далеки от истины. Партнеры и друзья отзываются о Владиславе как о предпринимателе, который дотошно просчитывает все риски. Вот и на встрече с «Популярной механикой» Владислав Филев ни на минуту не выпускал из рук карандаша: рисовал схемы, подсчитывал и выдавал по памяти огромный массив цифр. А говорили мы с ним о плавучих космодромах, ракетах-носителях, будущем космонавтики — в общем, о том, о чем мечтали в детстве.

Владислав Филев имеет к космонавтике самое непосредственное отношение: после окончания Военного инженерного института имени А. Ф. Можайского (сейчас Военно-космическая академия) с 1985 по 1993 годы служил в ракетных войсках стратегического назначения в должности военного инженера. И на вопрос о том, считает ли он хорошей идеей приобретение «Морского старта», не раздумывая, отвечает: «Для нашей страны это идея гениальная. Потому что у нас нет территорий для наземного космодрома на экваторе».


При старте с экватора космическая ракета может поднять на орбиту больше полезной нагрузки, эффективно используя скорость вращения Земли. Запуски «Морского старта» производились из экваториальной зоны в Тихом океане вблизи острова Рождества. Первый коммерческий запуск состоялся в октябре 1999 года, последний (на сегодняшний день) — в мае 2014-го.

Опередивший время

Само появление такого проекта, как «Морской старт», можно назвать чудом. С падением «железного занавеса» наша страна очень хотела выйти на мировой рынок космических запусков. Мы обладали колоссальным опытом вывода грузов на орбиту, но ничего не знали о функционировании этого рынка. Кроме того, на Западе нам не очень доверяли, а при упоминании о военной нагрузке вообще прекращали разговор. С другой стороны, США стремительно проигрывали в коммерческих запусках французской компании Aerospatiale, выводящей спутники при помощи ракет-носителей Ariane из района экватора. У американцев не было ни подходящей ракеты-носителя, ни экваториального космодрома. Когда генеральный директор ракетно-космического концерна «Энергия» Юрий Семенов предложил компании Boeing совместную реализацию проекта «Морской старт», это неожиданно нашло поддержку на всех уровнях. Невероятно, но этот фантастический замысел объединил сразу четыре страны: Россию, США, Норвегию и Украину, которые сейчас просто невозможно усадить за один стол. Причем каждая сторона была незаменима.

Украина поставляла «Зенит-3SL» — морскую модификацию самой совершенной на тот момент ракеты-носителя «Зенит-2». Этот комплекс создавался как оружие последнего дня: в чрезвычайной ситуации, когда из строя выведены все спутники, он мог запускать ракеты через каждые 2−6 часов, быстро восстанавливая орбитальную группировку. «Зенит» единственный в мире был способен в автоматическом режиме выполнять предпусковые операции и непосредственно старт — а это необходимое условие для запуска с морской платформы, ведь там не должно быть людей. Самая современная на тот момент система управления определяла положение ракеты в пространстве и выбирала оптимальную траекторию. Уникальные свойства можно перечислять долго. Так как создавали «Зенит» для военных нужд, главным разработчиком было назначено днепропетровское КБ «Южное», а изготовителем — «Южный машиностроительный завод», специализировавшиеся в СССР как раз на боевых ракетах.


Норвежская компания Kvaerner изготавливала морскую часть — сборочно-командное судно Sea Launch Commander и уникальную самоходную погружаемую стартовую платформу Odyssey. Платформа была перестроена из самоходной нефтедобывающей платформы Ocean Odyssey, которую спустили на воду в Японии в 1982 году. Шестью годами позже она сгорела в Северном море и была отстроена заново.

РКК «Энергия» делала для «Зенит-3SL» разгонный блок ДМ-SL и отвечала за монтаж стартового комплекса на платформу Odyssey на Выборгском судостроительном заводе (за основу был взят наземный стартовый комплекс «Зенита» на Байконуре). Помимо этого Россия поставляла в Днепропетровск около 70% комплектующих, включая лучший в то время ракетный двигатель первой ступени РД-171.

Компания Boeing, решавшая все вопросы маркетинга и поиска зарубежных заказчиков, разработала и изготавливала носовой блок полезного груза с обтекателем. Западные заказчики как огня боялись утечек секретных технологий. Отсек полезного груза собирался в здании берегового комплекса в порту Лонг-Бич без доступа российских специалистов и герметично запечатывался. Только после этого он стыковался с ракетой-носителем, которая морем доставлялась в Лонг-Бич из украинского Николаева.


Мы перечисляем все это настолько подробно, чтобы дать хотя бы поверхностное представление о беспрецедентной сложности международной кооперации в проекте «Морской старт», первоначальные расходы на который превысили 3,5 млрд долларов. Тем не менее компании не удалось обеспечить рентабельность проекта, и в 2009 году она обанкротилась, почти все акции выкупила РКК «Энергия» и после многочисленных попыток реанимации продала проект Владиславу Филеву.

Без альтернативы

Главная проблема нынешнего «Морского старта» не в маркетинге, а в том, что ракета-носитель производится на Украине и заменить ее невозможно: «Зенит-3SL» подходит к стартовому комплексу как ключ к замку. Однако оптимист Филев считает это удачей: если бы Россия с Украиной не поссорились, его бы к этому комплексу и близко не подпустили. Для S7 Group «Морской старт» — входной билет в космический бизнес. Вход в тему за такую небольшую сумму — это удача. «Я из поколения, которое делало ракеты и огромные космические системы, — говорит Владислав, — и мне будет обидно, если после нас потомкам останется только iPhone». Благотворительностью покупку космодрома он не считает, а рассматривает ее как коммерческий проект, перечисляя аргументы. Первое — это наличие готового, очень современного даже по сегодняшним меркам стартового комплекса. Второе — существование серьезного задела. Третье — отсутствие тяжелой ракеты в стране. России все равно нужно выводить грузы на орбиту, особенно гражданские — военные забрасывает сверхдорогая «Ангара». Научные и коммерческие задачи надо будет решать по‑другому.


В отношении «Зенитов» Владислав Филев придерживается осторожного оптимизма. Да, «Морской старт» заточен строго под «Зениты», и производить их могут только в Днепропетровске. Но космическая тематика всегда была в стороне от политики. Например, какими бы натянутыми ни были отношения между СССР и США, сотрудничество по космическим программам не прекращалось никогда. «Космос может оказаться той самой ниточкой, которая будет связывать Россию и Украину, — улыбается Филев, — я надеюсь, что он останется той отраслью, где кооперация еще возможна». Другой довод Филева — семейство ракетных двигателей РД-171, которые производят в Химках на НПО «Энергомаш» по сложнейшим технологиям Rocket Science. Разработанный в конце 70-х, этот двигатель и сейчас вне конкуренции, недаром же американцы ставят созданные на его основе двигатели РД-180 и РД-181 на свои ракеты-носители: США до сих пор не могут разработать аналогов. Собственно, сейчас Штаты и являются единственным заказчиком этого семейства: у России после распада СССР нет своего носителя под передовой ракетный двигатель. Американцы периодически грозят прекратить закупки. И если это произойдет, России надо будет либо закрыть завод, либо договориться с Украиной, считает Филев. Да и у Украины тоже нет альтернативы.

К копированию «Зенита» на российских предприятиях Филев относится скептически. «Зачем повторять ту же самую ракету через сорок лет? — усмехается он. — Все равно потребуется заложить новые элементы и решения, которые позволили бы новой ракете быть лучше, дешевле, эффективней. Я считаю, что наша страна обречена делать ракеты. Однако нельзя оставить комплекс и ждать, когда сделают новую ракету, по трем причинам. Первое — мы потеряем технологии. Второе — людей. Третье — когда мы наконец сделаем ракету, рынок будет занят. «Зенит» для нас ключевой элемент, который не позволит вытеснить нас с рынка».

Нам нужен ракетный Т-34

Владислав Филев не любит сравнения с Илоном Маском и не разделяет его увлеченность многоразовыми ракетами. Мы уже это проходили: и боковые ускорители «Энергии» изначально проектировались как многоразовые, и тот самый легендарный РД-171 сконструирован на двадцать включений. С точки зрения экономики все это не работает. В двигателе после возвращения многое надо менять — и сопло, и камеру сгорания. Остается только насос высокого давления. И если посчитать, то он не стоит затрат на возвращение. С другой стороны, Филев считает, что одноразовую ракету-носитель можно сделать сильно дешевле. Стоимость изготовления немцами первоклассного редуктора с точностью в 20 мк (в 30 раз тоньше человеческого волоса) мелкосерийным способом сейчас составляет 50 евро за 1 кг. Стоимость современного авиадвигателя, например CFM56, — 4000 долларов за 1 кг. А ракетный двигатель производится по цене около 1000 долларов. Владислав Филев считает, что если их производить не мелкой серией, а на потоке, то стоимость можно опустить до 500 долларов и ниже. «Для этого надо делать стандартный продукт, производить ракеты, как пирожки. — Филев тщательно подыскивает слова. — Нам нужен ракетный Т-34. Который никто не победит. Нам незачем соревноваться с американцами в возвращаемости, нам нужны пирожки с ракетными двигателями».


Гибридные гиперзвуковые воздушно-реактивные двигатели SABRE будут использовать кислород из воздуха при полете в нижних слоях атмосферы и жидкий — из топливных баков — на высоте. Разработчики из Reaction Engines Ltd. планируют устанавливать их на космопланы Skylon, которые смогут достигать орбиты на одной ступени и в разы дешевле, чем сегодня.


Не самолет и не ракета

Но это все настоящее. Когда мы начинаем говорить о будущем, глаза Филева загораются. После Вернера фон Брауна нового пока ничего не придумано, считает он. Даже революционные МиГ-25 были сделаны в далекие шестидесятые. Сегодня самолеты стали чуть надежней и экономичней, но рывка в характеристиках не произошло. В ракетостроении все даже хуже: ракеты не стали ни экономичнее, ни надежнее, но значительно подорожали. Почти все современные разработки базируются на идеях, выдвинутых еще Вернером фон Брауном. Но есть в мире один эксперимент, который может стать революционным, уничтожить разницу между ракетой и самолетом. Почти четверть века назад три инженера в Rolls-Royce выдвинули идею принципиально нового двигателя Synergistic Air-Breathing Rocket Engine, SABRE, который работает на первом этапе как турбореактивный двигатель, используя в качестве окислителя забортный воздух. На втором этапе полета он действует как прямоточный. И на третьем — как обычный ракетный двигатель, используя внутренний бортовой окислитель. Не получив поддержку в Rolls-Royce, они основали свою компанию Reaction Engines и принялись за разработку. По мере готовности отдельных технологий супердвигателя росли и инвестиции в проект: сначала правительство Великобритании, потом British Aerospace, затем, говорят, Пентагон. Еще недавно основатели Reaction Engines говорили, что первый полет планируется на 2029 год. Сейчас называют уже 2024 год. Этот самолет будет выводить на круговую орбиту 1300 кг. Вот это и есть возможное будущее.

Зачем России нужен проект «Морской старт», и есть ли перспективы у одноразовых ракет? Владислав Филёв, глава и совладелец компании S7

Я из поколения, которое делало ракеты и огромные космические системы, и мне будет обидно, если после нас потомкам останется только iPhone. Для нашей страны «Морской старт» — это идея гениальная. Потому что у России нет территорий для наземного космодрома на экваторе. Надеюсь, космос останется той отраслью, где возможна международная кооперация. У одноразовых ракет есть будущее, если добиться значительного снижения их стоимости. Я считаю, что наша страна обречена делать ракеты. Надо изготавливать стандартный продукт, производить ракеты, как пирожки. Нам нужен ракетный Т-34, который мы будем массово выпускать и который никто не победит. Нам незачем соревноваться с американцами в возвращаемости, нам нужны пирожки с ракетными двигателями.

1 апреля. сайт - Совладелица второй крупнейшей в РФ авиационной группы S7 AirSpace Corporation Наталия Филева погибла в воскресенье, 31 марта в результате крушения бизнес-джета при заходе на посадку во Франкфурте.

"31 марта при заходе на посадку частного самолета Epic-LT в аэропорт Эгельсбах (Франкфурт-на-Майне) в возрасте 55 лет погибла акционер S7 Airlines Наталия Филева", - сообщила пресс-служба компании S7.

Обстоятельства трагедии пока неизвестны.

Самолет при крушении полностью сгорел.

ЖЕРТВЫ АВИАКАТАСТРОФЫ

Самолетом, по данным информированного источника "Интерфакса", управлял пилот Андрей Дикун. На борту разбившегося бизнес-джета в качестве пассажиров находились Наталия Филева и ее отец Валерий Карачев. Все трое погибли.

Официально имена погибших в полиции Германии пока не называют.

"В самолете, по предварительным данным, был пилот и два пассажира, предположительно, россияне. Мы не будем подтверждать (их личности) до тех пор, пока не будем знать наверняка", - сообщил "Интерфаксу" представитель полиции Дармштадта Бернд Хохштедтер.

В распространенном в воскресенье заявлении пресс-службы полиции федеральной земли Гессен говорится, что "окончательная идентификация тел будет проведена на следующей неделе".

"На борту, предположительно, шестиместного самолета, помимо пилота, было еще два человека. По предварительным данным, речь идет о российских гражданах. После удара самолет полностью сгорел", - сказано в сообщении.

СМЕРТЕЛЬНОЕ ДТП ПО ПУТИ В АЭРОПОРТ

Еще два человека погибли в ДТП с участием полицейского автомобиля в Германии, когда наряд полиции ехал на место крушения бизнес-джета с россиянами на борту.

"На место крушения выехало много полицейских нарядов. По пути одного из них произошло дорожно-транспортное происшествие: на федеральной трассе 486 лоб в лоб полицейская машина столкнулась с другим автомобилем", - рассказал "Интерфаксу" представитель полиции Дармштадта Бернд Хохштедтер.

По его данным, погибли два человека, трое полицейских получили ранения.

РАССЛЕДОВАНИЕ

По данным информированного источника "Интерфакса", бизнес-джет Epic принадлежал входящей в S7 авиакомпании "Глобус". Согласно полученным немецкой полицией следственным данным, самолет летел из Франции в Эгельсбах (это коммуна на территории федеральной земли Гессен на западе Германии).

В полиции ФРГ рассчитывают, что расследование крушения самолета с россиянами будет идти до конца будущей недели. "Расследование будет идти всю ночь и продлится, скорее всего, до конца недели", - сказал "Интерфаксу" представитель полиции Дармштадта Бернд Хохштедтер.

В свою очередь в S7заявили, что расследование происшествия будет проводиться "международной комиссией в установленном порядке при участии российских авиационных властей".

Между тем Межгосударственный авиационный комитет (МАК) предложил помощь немецким коллегам в расследовании авиакатастрофы бизнес-джета Epic, в котором погибла председатель совета директоров S7 Н.Филева.

"Мы готовы направить специалистов в Германию для участия в расследовании авиакатастрофы. Создали оперативный штаб. Однако пока немецкая сторона помощь не запрашивала", - сообщили "Интерфаксу" в воскресенье в МАК.

Предполагается, что доля участия РФ в расследовании будет определена в понедельник на межправительственном уровне.

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

В S7 выразили соболезнования в связи с гибелью Н.Филевой в авиакатастрофе.

"Команда холдинга S7 Group выражает глубочайшие соболезнования семье и близким. Образ Наталии Валерьевны как яркого неравнодушного лидера и прекрасного человека навсегда останется в памяти сотрудников, это невосполнимая утрата для всего коллектива", - говорится в сообщении компании.

Соболезнования в связи с гибелью Н.Филевой также выразил глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин.

"С Наталией мы поддерживали постоянный контакт по вопросам сотрудничества с компанией S7 Space. В наших планах было создание для "Морского старта" "морской" версии ракеты "Союз-5". Она была великим энтузиастом авиации и космонавтики, и для всех нас её гибель - личная трагедия", - приводит пресс-служба "Роскосмоса" слова Д.Рогозина.

"Буквально за день до трагедии обсуждали с Наташей первый испытательный полет ИЛ-112В, и она, как профессионал в авиационной отрасли, очень радовалась такому событию. От имени всех моих коллег по "Роскосмосу" выражаю искренние соболезнования ее семье. Нам очень жаль...", - сказал Д.Рогозин.

Базовый для авиакомпании "Сибирь" аэропорт "Домодедово" также выразил соболезнования семье и близким совладелицы S7 Наталии Филевой.

"Коллектив аэропорта "Домодедово" выражает глубокие соболезнования семье и близким Наталии Валерьевны, а также всей команде холдинга S7 Group. Успешный предприниматель, харизматичный лидер и яркая женщина - такой она останется в нашей памяти и истории авиации", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе S7.

Акционером S7 также является супруг Наталии Филевой - Владислав Филев. Старшая дочь супругов Татьяна занимает пост старшего вице-президента группы.

В S7 входят компании, занимающиеся организацией и выполнением авиаперевозок (пассажирские "Сибирь" и "Глобус"), путешествий, техобслуживанием воздушных судов, обучением авиаперсонала.

В 2017 году входящая в группу S7 Space получила лицензию на осуществление космической деятельности - через полгода после покупки у РКК "Энергия" космодрома "Морской старт", наземной базы в порту Лонг-Бич (США) и товарного знака "Sea Launch".

В августе 2018 года сообщалось, что S7 намерена заняться производством сверхлегких бизнес-джетов Victory, разработчиком которых является американская авиастроительная корпорация Epic Aircraft - та же, что разработала и первоначально выпускала Epic LT, на котором разбилась Наталия Филева (в 2009 году активы Epic были проданы китайской AVIC). S7 планировала производить Victory в подмосковном Ступино, инвестиции оценивались в порядка 13 млрд рублей, сообщала пресс-служба областного правительства.

S7 Sea Launch Limited — международная компания, выступающая заказчиком для проекта «Морской старт» (Sea Launch). Проект был создан в 1995 году, а его учредителями выступили американская корпорация , российская , норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (Aker Solutions), украинские КБ «Южное» и . Проект представлял собой плавучий космодром для запуска ракет модификации «Зенит-3SL» семейства «Зенит» международным консорциумом по эксплуатации космодрома «Морской старт». Место старта располагается в акватории Тихого океана в точке с координатами 0°00′ с. ш. 154°00′ з. д., вблизи Острова Рождества. В 2009 году компания-оператор Sea Launch Company (SLC) была признана банкротом. В 2017 году проект был выкуплен структурой владельца « ».

Связанные статьи

    Супруги Филевы вложат 300 миллионов долларов в покупку советских ракетных двигателей

    Входящая в S7 Group супругов Наталии и Владислава Филевых компания S7 Space хочет купить у государства 36 построенных еще при СССР ракетных двигателей НК-33 и НК-43. Откуда бизнесмены, владеющие обанкротившимся проектом "Морской старт", возьмут такие деньги, не совсем понятно.

    Российский конкурент Илона Маска - о многоразовых ракетах и аренде МКС

    Гендиректор первой в России частной космической компании S7 Space Сергей Сопов рассказывает, зачем им свой завод ракетных двигателей и для чего они хотят арендовать МКС.

    S7 Space попала впросак с ракетами для "Морского старта"

    РКК "Энергия" не может обеспечить компанию Владислава Филева дешевыми и надежными ракетами "Союз-5". Поэтому запускать придется украинские ракеты "Зенит", которые будут закуплены у украинского "Южмаша". Проблема лишь в том, что и этих ракет еще нет.

    Первый блин S7 Space оказался комом

    Частная компания не спасла российскую космонавтику от череды неудач: спутник «Ангосат» (AngoSat-1) был выведен на расчетную орбиту, но через некоторое время с ним пропала связь.

Отреагировал на гибель Наталии Филевой - одной из самых ярких российских предпринимательниц, совладелицы S7 Airlines.

Самолет Epic-LT, на борту которого находилась Наталия , ее отец Валерий Карачев и пилот, разбился при заходе на посадку в германском аэропорту Эгельсбах во Франкфурте-на-Майне 31 марта.

«Успешный предприниматель, харизматичный лидер и яркая женщина - такой она останется в нашей памяти и истории авиации»,

«Основу бизнеса Группы S7 сегодня составляет авиационный бизнес, и у меня нет сомнений, что менеджмент компаний группы в состоянии в среднесрочной перспективе сохранять ключевые показатели предприятий на высоком уровне », - говорит исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» .

Сложнее с новыми сегментами, с новыми проектами, которые Наталия Филева благодаря своему энтузиазму ставила на ноги, добавляет эксперт. «Сегменты, в которых ещё не сформировалась устойчивая бизнес-модель, могут «не взлететь»,

Добавляет Пантелеев.

Например, может быть отложено рассмотрение новой стратегии космического подразделения группы S7, соглашается Соснова.

Однако никто не может сейчас даже примерно сказать о позиции собственников: как наследники Филевой видят развитие бизнеса без нее и на каких направлениях намерены сосредоточить усилия сейчас, наверное, не знают даже они сами.