Все о тюнинге авто

В бианки когда наступает весна. НОД по чтению художественной литературы В

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школо-интернат»

Конспект открытого занятия по внеклассному чтению. Рассказ В. Бианки «Три весны»

8 – 9 класс

Подготовила: Киушкина Любовь Федоровна, воспитатель высшей квалификационной категории

Новоалтайск, 2017 год.

Цель: создать условия для закрепления содержания рассказа.

Задачи:

Способствовать закреплению навыка свободного ориентирования в тексте и умения отвечать на вопросы;

Обогащать словарный запас воспитанников;

Развивать словесно – логическое мышление, через классификацию примет весны; критического мышления, через ответы на толстые и тонкие вопросы, составление кластера;

Следить за реализацией произносительных навыков;

Воспитывать интерес к чтению произведений о природе.

Оборудование: презентация, индивидуальные тексты, таблицы.

Словарь: лютая, суровая, ледяная, коварная.

План занятия.

    Организационный момент.

    Речевая зарядка.

    Психогимнастика. Цель: коррекция эмоциональной сферы.

    Работа над содержанием рассказа; составление кластера.

    Итог занятия.

    Рефлексия.

Ход занятия.

    Организационный момент. На занятии вы будете отвечать на вопросы, составлять кластер по содержанию рассказа. Я хочу, чтобы вы были внимательными, активными, грамотно отвечали на мои вопросы.

    Речевая зарядка. Дежурный звук Л

лю – ло – ле – ля – лу;

лю –лю – лютая;

ло – ало – холодная;

ле – ле – лебеди;

ля –ля – земля;

лу – лу – лужа.

Наступило потепление.

Стало тепло.

Прогрелась земля.

Весна начала наступление на крепкие, ледяные укрепления.

    Актуализация знаний прошлого занятия.

Как называется рассказ, который мы прочитали?

О каком времени года говорится в рассказе?

Скажите, какая была зима? (слайд 2)

Как вы понимаете слово «лютая»? (слайд 3)

Что хотела зима? (слайд 4)

Кто объявил войну зиме? (слайд 5)

Что делало солнце днем? (слайд 6,7)

Что делала зима ночью? (слайд 8, 9)

Прочитайте и скажите, как вы понимаете это предложение? (слайд 10, 11)

Чем похожа весенняя погода в этом году, на погоду в рассказе? (слайд 12)

Ира, спроси у Кости, как называется первая победа весны?

Юля, спроси у Вадима, как называется вторая победа весны?

Витя, спроси у Кирилла, как называется третья победа весны?

Ребята, что вы делали? (Отвечали на вопросы).

IV. Психогимнастика.

V. Работа над содержанием рассказа; составление кластера.

VI. Итог занятия.

Что вы делали на занятии? - Как называется рассказ, который мы закончили читать? – Кто автор рассказа? - Какие рассказы Виталия Бианки вы еще читали? - Вам нравятся рассказы Виталия Бианки? - Почему?

VII. Рефлексия «Весенняя полянка».

Посмотрите, какая весенняя, солнечная полянка у нас получилась.

Молодцы, вы все справились со всеми заданиями, у вас у всех хорошее настроение, всё замечательно.

получилось, и от ваших солнышек в моей душе тоже зажглось вот такое солнышко.

у.- Сегодня, я вас приглашаю в гости, отгадайте к кому? Будьте внимательны.

Если речка голубая

Д.- Это время года – весна

у.- Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, она пришла в наши края.

(дети крепят к доске условные обозначения)

Это рассказ для детей о весне. О том как пробуждаемся постепенно природа, сначала появляются первые проталины, затем просыпаются реки, а затем одевается в красивые одежды лес.

Три весны. Автор: Виталий Бианки

Зима лютая, она всё бы хотела заморозить насмерть — людей, зверей, птиц, деревья. И всех с голоду уморить. Но солнце — отец жизни — уже объявило ей войну и 21 марта перешло в решительное весеннее наступление.

В этот день оно ровно полсуток побыло на небе, разя врага своими лучами-стрелами. Другие полсуток — ночью — зима морозила землю, чинила свои разрушенные укрепления. Потом солнце всё дольше и дольше стало задерживаться на небе, день стал быстро расти, ночь уменьшаться, тепло прибывать. С каждым днём теперь солнце выше поднимается в небо, лучи его прямей падают на землю и сильней разят снег.

Первая победа — весна полевая.

Она началась, когда в полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, мигом примчались к нам. Потом — скворцы и полевые жаворонки.

Грачи рады, что могут ковырять носами поле, вытаскивать из потеплевшей земли проснувшихся червей, жучьих личинок. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зёрнышки.

Вслед за жаворонками прибыли с зимовок самцы-зяблики — и тоже пока кормятся на земле. А из куликов первыми прилетели красивые хохлатые чибисы — заняли ещё мокрые пашни, с которых поднимается уже тёплый пар.

Вторая победа — весна речная.

Ещё не кончилась весна полевая, не все ещё поля освободились от снега, а солнце повело уже новое наступление — на самые крепкие, ледяные укрепления зимы.

В полях отступает, бежит с них ручьями снег, спасается от солнца в овраги, под крепкий лёд реки. Не дремлют реки, копят силы в неволе. Вот понатужились и поднялись.

Будто пушка ухнула над рекой — треснул толстый лёд. Река вырвалась на волю, с громом и звоном понесла к морю льдины, кроша и разламывая их. Но не доплыть им до далёкого моря: по дороге солнце расстреляет их золотыми горячими своими стрелами.

Ждут не дождутся освобождения рек, озёр, прудов водяные птицы — утки, гуси, лебеди, чайки, гагары, речные и болотные кулики. Ведь в освобождённой воде будет им чем поживиться: проснулись в ней рыбы, разные насекомые, рачки, улитки, личинки и другая водная мелюзга.

А реки, освободившись от льда, поднимаются выше и выше. И будет скоро: выйдут из берегов своих, хлынут в луга, затопят долины, кустарники. Люди скажут: «Вот и паводок — весенний разлив. Напоит вода землю».

Это вторая великая победа солнца, вторая весна — весна речная.

В полях уже ни следа не останется от снега, реки начнут возвращаться в свои берега, а зима ещё всё не захочет сдаваться, всё ещё будет бросаться в контратаки — насылать свои морозы-утренники. Последние разбитые отряды её снега ещё долго будут прятаться от солнца в лесу, по тенистым склонам оврагов.

Закукует кукушка, лес закутается зеленоватым туманцем, прилетят ласточки, с последним крепким морозцем белыми звёздочками зацветёт черёмуха. Все певчие птицы вернутся на родину, и бегом прибежит, прячась в зелёной, уже подросшей осоке, болотная курочка-погоныш.

Лес оденется. И соловей запоёт в цветущей, благоуханной сирени.

Это будет третьей решительной победой солнца над зимой. Это третья весна — весна лесная. Последняя: за ней наступит лето.

Елена Творогова

Цель : формирование интереса и потребности в чтении ; достижение понимания текста на уровне смысла и содержания.

Задачи :

Продолжать знакомить с творчеством писателя;

Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения;

Привлечь внимание к выразительным средствам (образным словам и выражениям, эпитетам, сравнениям : «ледяные укрепления зимы» , «золотые солнечные стрелы» , «Будто пушка ухнула над рекой – треснул толстый лед).

Формировать умение строить композицию рисунка, передавать своё представление о разных победах весны – полевой , речной или лесной.

Воспитывать творческую индивидуальность.

План занятия :

Загадывание загадки о весне :

«Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт-

В лесу подснежник расцветёт».

Да, ребята, это, конечно же, весна . И сегодня, мне бы хотелось познакомить вас с замечательным рассказом любимого уже вами писателя (показ портрета, дети узнают и называют его имя - Виталия Валентиновича Бианки ). А рассказ называется «Три весны » . А разве у нас бывает в природе три весны , как вы думаете? - Выслушиваются все ответы детей и их предположения. Ну почему-то ведь рассказ назван именно так. Хотите узнать, почему? Ну, тогда, приготовьтесь внимательно слушать.

(Чтение текста предполагается «медленное» , т. е. с остановками для комментария прочитанного, включения воображения, усиления эмоционального восприятия и привлечения внимания детей.)

Примерные вопросы по содержанию текста :

Какая первая победа весны ? Когда она начинается? – «Когда в полях показались первые проталины, освободилась первая земля» . Показ иллюстраций или слайдов. Кто же больше всего обрадовался этой победе? (Дети вспоминают описание жизни птиц в рассказе) .

Проводится физкультминутка «Птицы» .

«Птицы долго зимовали в чужедальней стороне,

Но по Родине скучали и мечтали о весне

Будет труден перелёт, приготовиться в полёт!» (Свободно летают по группе)

Дети рассказывают о своих впечатлениях, о «весне речной » . Как она «ведёт наступление» .

Какими словами и выражениями это передано в рассказе?

-«поднатужилась и поднялась» , «будто пушка ухнула над рекой – треснул толстый лед» , «река вырвалась на волю» , «солнце расстреляет их золотыми горячими стрелами» , «паводок - весенний разлив» . (Показ иллюстраций) .

А как выглядит в рассказе третья победа весны ? Какие выражения Вам запомнились и чем понравились?

-«морозы – утренники» , «последние разбитые отряды снега» , «лес закутается зеленым туманцем» , «цветущая, благоуханная сирень» . Дети объясняют, чем им так нравится весна лесная в рассказе В . Бианки .

Ребята, я предлагаю вам нарисовать свои впечатления по услышанному произведению. (Уточнить его название и автора) . В рисунке покажите, пожалуйста, ту победу весны , которая произвела на вас наиболее сильное впечатление, наиболее запомнилась и как её описывает Виталий Валентинович Бианки .

Дети выполняют работы цветными карандашами.

Ребята, сегодня у нас нет ни одной одинаковой работы. Как вы думаете, это хорошо? (Мнения детей) . Конечно, это просто - здорово! Это означает, что у вас есть собственное восприятие художественных произведений , воображение, своё мнение, а это так важно в жизни любого человека.

После занятия обмениваются впечатлениями о работах, своём замысле : кто какую весну изобразил ; какие работы оказались наиболее удачными и т. д.




Для младших школьников о временах года (о весне). О весеннем пробуждении природы, о птичках…

Первая песня.

В морозный, но солнечный день прозвучала в городских садах первая весенняя песенка.

Пел зинзивер, синица-кузнечик. Песня нехитрая:

«Зин-зи-вер! Зин-зи-вер!» Только и всего. Но так весело звенит эта песня, точно бойкая златогрудая птичка хочет сказать на своём птичьем языке:

— Скинь кафтан! Скинь кафтан! Весна!

Загар.

Ночи сейчас принадлежат зиме. При луне и звёздах горят, дымятся снега, густой иней одевает кусты, полевой бурьян. Изморозь, одно-временно пушистая и колкая, возникает из ничего — из лунного света и пустоты полей, из чёрных теней и блеска звёзд. К утру она сгущается в туман, который долго стоит и после вос-хода солнца.

Днём солнце, горят снега. Днём весна.

Вербы зарумянились. Полиловели ольхи... Любое дерево всего краше весной, когда на пригреве смуглый живой загар тронет тонкую кожицу его ветвей!

Вежливая галка.

Много у меня среди диких птиц знакомых. Воробья одного знаю. Он весь белый — альбинос. Его сразу отличишь в воробьиной стайке: все серые, а он белый.

Сороку знаю. Эту я по нахальству отличаю.

А вот галку одну я приметил за её вежливость.

Была метель.

Ранней весной бывают особые метели — солнечные. Снежные вихри завиваются в воздухе, всё сверкает и несётся! А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Чёрная вся, только на шейке серый воротничок. Галка грелась на солнце да ещё расклёвывала какой-то лакомый кусок.

Уютное местечко!

Если бы этой галкой был я, я бы никому такое местечко не уступил!

И вдруг вижу: подлетает к моей большой галке другая, поменьше и цветом потусклее. Прыг- скок по карнизу. Круть-верть хвостом!

Села напротив моей галки и смотрит.

Моя галка кусок свой схватила в клюв — и шасть из углубления на карниз! Тёпленькое местечко чужой уступила! А чужая галка хвать у моей кусок из клюва — и на её тёпленькое местечко. Лапкой чужой кусок прижала — клюёт. Вот бессовестная!

Моя галка на карнизе — под снегом, на ветру, без еды. Она, дура, терпит! Не выгоняет маленькую.

«Наверное, — думаю, — чужая галка очень старая, вот ей место и уступают. А может, это всем известная и всеми уважаемая галка? Или, может, она маленькая, да удаленькая — драчунья». Ничего я тогда не понял...

А недавно вижу: обе галки — моя и чужая — сидят себе рядышком на старой печной трубе и у обеих в клювах прутики.

Эге! Гнездо вместе строят! Тут уж каждый поймёт.

И маленькая галка совсем не старая и не драчунья. Да и не чужая она теперь.

А моя знакомая большая галка совсем не галка, а гал!

Но всё равно мой знакомый гал очень вежливый.

Я такого первый раз вижу.

Глаза марта.

В полуденные часы среди туч показываются глаза. Холодные, весёлые, с искрой. Глянут вниз, и нестерпимым блеском вспыхнут снега, разбегутся по ним бессчётные огоньки, а тени, резкие голубые тени, спрячутся за стволами деревьев.

Больно смотреть в глаза марта. Потому, низко опустив голову, бродит по насту и поёт про них краснобровый косач, и про них же спрашивает:

— Видишш?

А в еловом бору глухо. Нижние ветки молодых ёлок прижаты глубоким снегом. Но вот ветер с юга пригнал тучи, пошёл мелкий спорый дождь.

Одна ёлочка выдернула лапу из наста, покачалась, задрожала. Так же поступила её соседка, за ней — другая. Еловая молодь зашевелилась, закачалась, освобождаясь от плена.

Голубые лягушки.

Снег совсем почти стаял, и все канавки в лесу разлились в целые ручьи. В них громко кричали лягушки.

Мальчик подошёл к канаве. Лягушки сразу замолчали и — бульк-бульк! — попрыгали в воду.

Канава была широка. Мальчик не знал, как через неё перебраться. Он стоял и думал: «Из чего бы тут сделать мостик?»

Понемногу из воды стали высовываться треугольные головы лягушек. Лягушки со страхом пучеглазились на мальчика. Он стоял неподвижно. Тогда они начали вылезать из воды. Вылезли и запели.

Их пение нельзя было назвать очень красивым. Есть лягушки, которые звонко квакают; другие крякают вроде уток. А эти громко урчали, хрипели:

— Тур-лур-лурр!

Мальчик взглянул на них — и ахнул от удивления: лягушки были голубые!

До этого ему приходилось видеть много лягушек. Но все они были обыкновенного лягушечьего цвета: серо-буро-коричневые или зелёные. Он даже держал одну зелёную дома, в большой банке из-под варенья. Когда она квакала, она надувала у себя на шее два больших пузыря.

А эти — в канаве — только горлышки раздували, и горлышки у них тоже были красивого светло-голубого цвета.

Мальчик подумал: «Наверно, ещё никто на свете не видел голубых лягушек. Это я первый открыл их!»

Он живо поймал трёх лягушек, посадил их в кепку и побежал домой.

Дома были гости. Мальчик вбежал в комнату и закричал:

— Смотрите, голубые лягушки!

Все обернулись к нему и замолчали. Он взял и вытряхнул из кепки всех трёх лягушек прямо на стол.

Раздался громкий хохот.

Мальчик глянул на лягушек, раскрыл рот от удивления и густо покраснел: все три его лягушки были совсем не голубые, а обыкновенного лягушечьего цвета — серо-буро-коричневые.

Но отец мальчика сказал:

— Нечего вам смеяться над мальчишкой: ведь он ловил лягушек в то время, когда они урчали. Это обыкновенные травяные лягушки, лягушки-турлушки. Они некрасивы. Но когда их освещает весеннее солнце и они поют, — они очень хорошеют: становятся нежно-голубого цвета.

Не всякий из вас это видел.

Цель: формирование интереса и потребности в чтении; достижение понимания текста на уровне смысла и содержания.

Задачи:

Продолжать знакомить с творчеством писателя;

Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения;

Привлечь внимание к выразительным средствам (образным словам и выражениям, эпитетам, сравнениям: «ледяные укрепления зимы», «золотые солнечные стрелы», «Будто пушка ухнула над рекой – треснул толстый лед).

Формировать умение строить композицию рисунка, передавать своё представление о разных победах весны – полевой, речной или лесной.

Воспитывать творческую индивидуальность.

План занятия:

Загадывание загадки о весне:

«Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт-

В лесу подснежник расцветёт».

Да, ребята, это, конечно же, весна. И сегодня, мне бы хотелось познакомить вас с замечательным рассказом любимого уже вами писателя (показ портрета, дети узнают и называют его имя - Виталия Валентиновича Бианки). А рассказ называется «Три весны». А разве у нас бывает в природе три весны, как вы думаете? - Выслушиваются все ответы детей и их предположения. Ну почему-то ведь рассказ назван именно так. Хотите узнать, почему? Ну, тогда, приготовьтесь внимательно слушать.

(Чтение текста предполагается «медленное», т. е. с остановками для комментария прочитанного, включения воображения, усиления эмоционального восприятия и привлечения внимания детей.)

Примерные вопросы по содержанию текста:

Какая первая победа весны? Когда она начинается? – «Когда в полях показались первые проталины, освободилась первая земля». Показ иллюстраций или слайдов. Кто же больше всего обрадовался этой победе? (Дети вспоминают описание жизни птиц в рассказе).

Проводится физкультминутка «Птицы».

«Птицы долго зимовали в чужедальней стороне,

Но по Родине скучали и мечтали о весне

Будет труден перелёт, приготовиться в полёт!» (Свободно летают по группе)

Дети рассказывают о своих впечатлениях, о «весне речной». Как она «ведёт наступление».

Какими словами и выражениями это передано в рассказе?

-«поднатужилась и поднялась», «будто пушка ухнула над рекой – треснул толстый лед», «река вырвалась на волю», «солнце расстреляет их золотыми горячими стрелами», «паводок - весенний разлив». (Показ иллюстраций).

А как выглядит в рассказе третья победа весны? Какие выражения Вам запомнились и чем понравились?

-«морозы – утренники», «последние разбитые отряды снега», «лес закутается зеленым туманцем», «цветущая, благоуханная сирень». Дети объясняют, чем им так нравится весна лесная в рассказе В. Бианки.

Ребята, я предлагаю вам нарисовать свои впечатления по услышанному произведению. (Уточнить его название и автора). В рисунке покажите, пожалуйста, ту победу весны, которая произвела на вас наиболее сильное впечатление, наиболее запомнилась и как её описывает Виталий Валентинович Бианки.

Дети выполняют работы цветными карандашами.

Ребята, сегодня у нас нет ни одной одинаковой работы. Как вы думаете, это хорошо? (Мнения детей). Конечно, это просто - здорово! Это означает, что у вас есть собственное восприятие художественных произведений, воображение, своё мнение, а это так важно в жизни любого человека.

После занятия обмениваются впечатлениями о работах, своём замысле: кто какую весну изобразил; какие работы оказались наиболее удачными и т. д.