Все о тюнинге авто

Понятие финансовой политики. Функции финансов Типы финансовой политики

Финансовая политика - это система мер по управлению, распределению и аккумулированию финансовыми ресурсами.

Это совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансовых ресурсов для осуществления функций и задач?

Финансовая политика является составной частью, стержнем экономической политики государства.

В последние годы финансовая политика не была успешной.

Финансовая политика проявляется в системе форм и методов управления финансами. Главная задача финансовой политики - это обеспечение финансовыми ресурсами программы социально-экономического развития государства. Содержание финансовой политики сложное и охватывает широкий комплекс мер:

1) Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее целей и задач;

2) Создание адекватного финансового механизма;

3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основы финансовой политики составляют стратегическое направление, которое определяет долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривает решение глобальных задач. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством: это эффективное использование финансовых ресурсов, регулирование социальных и экономических процессов, стимулирование отдельных отраслей и территорий, передовых направлений развития.

Успех финансовой политики, ее высокая результативность определяют мощь государства, его способность обеспечивать выполнение всех функций, реализовывать национальные интересы, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, социально-экономическую стабильность.

Очень важно для осуществления финансовой политики определение финансового механизма, с помощью которого она осуществляется.

Финансовый механизм - это система, установленных государством форм, методов и видов организаций финансовых отношений. К элементам финансового механизма относят:

формы финансовых ресурсов;

методы формирования финансовых ресурсов;

система законов, норм и нормативов.

Финансовый механизм -это наиболее динамичная часть финансовой политики, так как с изменением тактических задач он должен меняться, быстро реагировать на все изменения в экономике и социальной сфере. Одно и тоже финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Например, отношение между государством и юридическими лицами по формированию бюджета строится на взымании налогов и неналоговых платежей. При этом система налогов может включать разный перечень, каждый налог может иметь свой субъект обложения, ставки и льготы.

Финансовый механизм может быть директивным или регулирующим. Директивный определяет основные правила поведения в конкретном сегменте экономики, не затрагивающем прямо интересы государства. Это наиболее характерно для внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и обязательных платежей, а предприятия самостоятельно разрабатывают формы и виды денежных фондов и направления их использования.

Главными методами финансовой политики являются:

Создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.

Рациональное, с точки зрения государства, использование финансовых ресурсов.

Регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами.

Выработка финансового механизма и обеспечивание его развития.

Создание эффективной системы управления финансами.

Оценка результатов финансовой политики основывается на ее соответствии интересам общества и достигнутых результатов.

Анализ применения, развития финансовой политики показал, что можно выделить три типа:

классическая;

регулирующая;

планово-директивная.

До конца 20-х годов ЧЧ столетия основным типом проводимой финансовой политики была классическая. Ее разработали Смитт и Рикардо. Основным направлением ее было невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных отношений. Это выражалось в ограничении государственных расходов и налогов в обеспечении условий для формирования сбалансированного бюджета.

Основные расходы бюджета были военные расходы, расходы по управлению государством и погашению государственного долга. В данном случае система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Система управления финансами в этом варианте состояла из Минфина (Казначейства).

В период с 30 по 50-е годы наблюдалось бурное развитие производительных сил, развитие техники и технологии. Это развитие сопровождалось и развитием финансов, финансовой системы. Обострение социально-экономической и политической ситуации обусловило необходимость изменения финансовой политики и на смену классическому варианту приходит вариант регулирующей финансовой политики.

В основе этой политики лежит экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Суть этой политики в необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с задачами ставит цель использования финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Государство брало на себя задачу с помощью финансовой деятельности помогать созданию дополнительных рабочих мест, добиваться повышения и стабильного роста экономики. Основными инструментами регулирования становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос на рабочие места. Государственные расходы должны обеспечивать рост предпринимательской деятельности, ликвидацию безработицы, увеличение национального дохода. Меняется система налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог с использованием прогрессивной ставки. Он обеспечивал изъятие налогов в виде сбережений. Следствием такой политики обеспечивалась сбалансированность бюджета при высоком уровне расходов.

Большое внимание при этом варианте финансовой политики уделяется системе государственного кредита, с его помощью проводится увеличение государственного дефицита. Государство активно применяет систему долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется и система управления финансами. Она состоит из нескольких самостоятельных звеньев. Эта финансовая политика в 30-60 годы прошлого столетия обеспечила стабильный экономический рост, высокую занятость населения, эффективную систему финансирования социальных нужд.

Финансовая политика меняется с изменением ситуации в мире, в стране. Она является наиболее динамичной частью экономики. В 70-е годы меняются некоторые ее элементы, появляются новые. Это потребовало изменения финансовой политики.

В 70-е годы в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования экономики, но ограничивала вмешательство государства в экономику и государственную сферу.

Регулирование становится многоцелевым, кроме экономического роста экономики и занятости населения, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, структурную перестройку народного хозяйства. Финансовый механизм в этом случае направлен на сокращение объемов, перераспределение национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений, как источника производственного инвестирования. По налогам ставится задача их сокращения и снижения степени их прогрессивности.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Главным стержнем этой экономики являлось доминирование государственной собственности. Она позволяла осуществлять директивное управление всеми сферами экономики, в том числе и финансами. Государственная собственность позволяла концентрировать большую часть финансовых ресурсов у центральных органов власти и распределять их в соответствии с государственными плановыми заданиями. В соответствии с целями и задачами планово-директивной финансовой политики был разработан и финансовый механизм.

Основная его задача - создание инструментов, с помощью которых происходит изъятие всех неиспользуемых ресурсов. Изъятие проводилось у государственных предприятий, местных органов власти и населения.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода. Чистый доход изымался с помощью налога с оборота, затем с помощью индивидуальных отчислений от прибыли. Изымались все излишки прибыли в бюджет, при этом предприятиям определялся размер всех расходов, производимых из прибыли. Таким образом, государство полностью осуществляло регулирование распределительного процесса. С помощью такого двухканального механизма изымалось 80% чистого дохода, а 20% оставалось у предприятия.

Регулирование использования денежных доходов населения проводилось с помощью подоходного налога. Часть денег изымалась с помощью размещения государственных займов. Почти всегда это делалось принудительно (выдавалось как заработная плата), причем люди в основном не доверяли этим займам.

Часть денежных средств населения, помещенная в системе сберегательных касс также направлялась в бюджет в виде безоблигационного займа. Для местных бюджетов осуществлялось ограничение в источниках местных доходов. Местные бюджеты целиком зависели от вышестоящих бюджетов и имели небольшие (10-15%) объемы местных доходов. Расходы местных бюджетов определялись исходя из приоритетов установленных государственными планами. Средства выделялись без учета их отдачи. Значительные ресурсы использовались непроизводительно. Поскольку, как использовались ресурсы, эффективно или неэффективно, такая задача не ставилась. Следствием этого явилось большой объем недостроенного жилья при общем его дефиците. Большие средства расходовались на оборону страны и военные цели.

Управление финансами при планово-директивной политике осуществлялось из единого центра - Минфина.

Такая политика концентрации денежных ресурсов была оправдана при определении необходимости, например, при военных действиях и в период индустриализации, но для того, чтобы экономика развивалась стабильно, производство было эффективным, нужна была другая политика. Поэтому осуществляется переход от административно-командной политики к регулирующей.

Вследствие того, что административно-командная система управления экономикой позволяло неэффективно безконтрольно использовать ресурсы, это привело к «разбазариванию» средств, и в конце 70-х годов разразился кризис во всех отраслях экономики. Главная причина - доминирование государственной собственности. Глубокий системный кризис в экономике привел к кризису директивной финансовой политики. Кризисные явления проявлялись в огромном дефиците бюджета, нарастающей инфляции, платежном кризисе, росте убыточных предприятий и незавершенного производства, огромном внутреннем и внешнем государственном долге.

Начиная с 1991 года, проводится новая финансовая политика, основанная на рыночных механизмах и системе государственного регулирования. В этих условиях (децентрализации финансовых ресурсов) необходимо рациональное использование финансовых ресурсов. Требовался и новый финансовый механизм. Основа современной финансовой политики - это свобода предпринимательской деятельности, ведения различных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике. Исходя из этого, с другими задачами формируется и другой финансовый механизм.

Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу. Все экономические субъекты получают единые правила распределения созданных финансовых ресурсов на достаточно длительные перспективы.

Важнейшей задачей того периода было сокращение расходов бюджета, так как снижение налогового изъятия привело к сокращению доходной, а, следовательно, и расходной части бюджета. Сокращение расходов бюджета сужает круг функций государства. Проблема изменения расходов имеет два аспекта:

Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита. И связи с этим бюджетные ассигнования народного хозяйства финансируются на?. Финансирование в целом составляет 14-16% расходов бюджета (раньше 33-34%). Не финансируются убыточные предприятия, в частности ЖКХ, которое ранее финансировалось из федерального областного и местного бюджетов на 97-99%.

Изменение порядка предоставления бюджетных средств. Все больше применяется нормативный метод планирования расходов, особенно, в непроизводственной сфере. Например, обучение одного студента в ВУЗе стоит порядка 25 тысяч рублей, но нормативы значительно ниже.

Кроме того, используются не только безвозмездные бюджетные ассигнования, но и бюджетные ссуды. Все это приводит к повышению эффективности использования бюджетных средств. Получила новое направление система государственного кредита. Впервые за последние 60 лет государственный кредит стал открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство использует его рыночные формы, т.е. различные формы краткосрочных и среднесрочных займов вместо прямого кредитования расходов бюджетов Центробанком.

Меняется в соответствии с изменяющимися условиями порядок и организация бюджетной системы, она основана на самостоятельности и равноправии бюджетов разных уровней. С 1994 года применяется система трансфертных платежей, которые направлены на поддержку различных регионов, которые не могут существовать без поддержки.

Кроме того меняется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального, осуществляемого с помощью бюджета, развивается горизонтальное перераспределение средств. Это осуществляется с помощью финансового рынка, который позволяет перераспределять финансовые ресурсы между экономическими субъектами исходя из спроса и предложения. В настоящее время более широкое распространение получило перераспределение ресурсов с помощью негосударственных бюджетных фондов (негосударственный пенсионных фонд, страховые фонды).

Кардинально меняется и система управления финансами. Вместо одного Минфина организована целая система финансовых и контрольных органов (Счетная палата, Служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет). Кроме того, создана независимая служба аудиторского контроля.

Современная финансовая политика предусматривает поддержку процесса структурной перестройки экономики. Проводит государственное ассигнование инвестиционных проектов на конкурсной основе. Государственные инвестиционные ресурсы направляются в первую очередь в промышленность и туда, где привлекаются частные ресурсы. Государство применяет инвестиционно-налоговый кредит (особенно для малых предприятий). Это значит, что малые предприятия получают налоговую отсрочку на 3 года и до 50% не более чем на 5 лет. Эти средства будут направлены на реализацию инвестиционного проекта. Применяется сложная ставка процента, а они значительно увеличивают сумму возвращаемого кредита, и государство создает благоприятные условия для иностранного инвестирования.

В дальнейшем финансовая политика предусматривает расширить расходы бюджета на социальные нужды, повышать эффективность использования финансовых ресурсов, продолжится совершенствование бюджетного устройства. Усилится внимание к рынку ценных бумаг, государство постарается регулировать его. Это позволит обеспечить потребности государства в финансовых расходах.

Введение

1. Понятие финансовой политики

3. Типы финансовой политики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Цель контрольной работы - рассмотреть понятие финансовой политики и ее типы.

Понятие финансовой политики

финансовый политика классический неоклассический

Финансовая политика - совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов. направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.

Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирование со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами организацией органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

Управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;

Общность функций всех финансовых учреждений;

Общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

Зависимость от конечной цели;

Макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

Соответствие интересам всех членов общества;

Использование экономических законов;

Учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развитие экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Финансовый механизм -- наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

В составе финансовой политики, как правило, выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в определении источников формирования доходов государственного бюджета, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в определении источников и способов покрытия бюджетного дефицита, форм и методов управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая, таможенная, инвестиционная политики и политика управления государственным кредитом.

Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

Таможенная политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а, наоборот, чтобы приходил приток иностранного капитала.

Политика управления государственным кредитом связана с обеспечением деятельности государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. В России регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования.

Кредитно-денежная политика представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

В свою очередь, в составе кредитно-денежной политики приобретают относительную самостоятельность денежная, кредитная, ценовая политики и финансовая политика на рынке ценных бумаг.

Денежная политика направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты.

Кредитная политика направлена на обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы).

Ценовая политика - регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур - монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны - недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

Финансовая политика на рынке ценных бумаг - управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курсы покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов).

Все большее значение приобретает международная финансовая политика . В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.

Задачами финансовой политики являются:

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

Организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.

Типы финансовой политики

Классическая.

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

Регулирующая.

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

Неокласическая.

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

Планово-директивная.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

Заключение

Таким образом, финансовая политика - понятие многоплановое. В целом ее сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапов развития общества теоретических концепций. Также финансовая политика зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределения для выполнения государством своих функций и программ. Важнейшим местом среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Кроме того, внутри нее различают достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И, поэтому, должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.

Финансовая политика - это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Например, очень много зависит от общественного мнения, который влияет на финансовый процесс - это спрос на иностранную валюту, доверие населения к банкам и фондовому сектору и т.д.

Также, при проведении финансовой политики необходимо учитывать существующую социально-экономическую реальность (обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения).


Похожая информация.


Финансовая политика – это система государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций

По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики со­стоит в том, что она «...должна быть направлена на всемерное содействие эко­номическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая полити­ка может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов» 1 .

Итак, государственную финансовую политику мы будем рассматривать как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалан­сированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать созда­ние финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Целями фи­нансовой политики предприятия могут быть: (а) выживание предприятия в ус­ловиях конкурентной борьбы; (б) избежание банкротства и крупных финансо­вых неудач; (в) лидерство в борьбе с конкурентами; (г) максимизация рыноч­ной стоимости предприятия; (д) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия; (е) рост объемов производства и реализации; (ж) максимизация прибыли; (з) минимизация расходов; (и) обеспечение рента­бельной деятельности и т. д. [Ковалев,1999, с.31].

Приоритетность той или иной цели финансовой политики предприятия пре­допределяется прежде всего целями ведения бизнеса. Для достижения постав­ленной цели используется соответствующий финансовый механизм.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей консти­туционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, ко­торый в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

    Разработку общей концепции финансовой политики, ее основных целей и направлений;

    Создание соответствующего финансового механизма для реализации этой концепции;

    Управление финансовой деятельностью государства и других экономических субъектов.

Важной составной частью финансовой политики является финансовый механизм. Он бывает двух типов:

Директивный финансовый механизм, разрабатывается для тех финансовых отношений, в которых участвует государство (государственные расходы, налоги, государственный кредит, бюджетное планирование).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения экономических субъектов в тех сферах финансовых отношений, которые не затрагивают непосредственно интересы государства. (например, внутрихозяйственных финансовых отношений на предприятиях).

Задачи финансовой политики:

    Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.

    Установление рациональной системы распределения и использования финансовых ресурсов (рациональное с точки зрения государства)

    Регулирование и стимулирование экономического развития финансовыми методами

    Разработка финансового механизма и его развитие с учетом изменяющейся ситуации

    Создание эффективно действующей системы управления финансами

Типы финансовой политики

В зависимости от уровня развития страны, фазы экономического цикла, политической ситуации, национальных и культурных особенностей осуществляются различные типы финансовой политики.

1. Классическая финансовая политика

Теоретически был основан еще в XVIII в. А. Смитом и Д. Риккардо («невидимая рука», саморегуляция рынка, государство не вмешивается) Главный принцип этой политики – минимальное вмешательство государства в экономику; простота налогов, простая система управления финансами

В XX в. Этот тип применялся мало, в весьма измененных формах

2 . Регулируемая финансовая политика

Внутри этого типа различают 2 разновидности

А) кейнсианская финансовая политика

Основой принцип – активное вмешательство государства в экономику, особенно в периоды кризисов, с целью обеспечения стабильного развития и максимальной занятости населения, основной инструмент – государственные расходы

Б) неконсервативная финансовая политика

Это ограниченное вмешательство государства в экономику, включает многоцелевое государственное регулирование.

    Планово – директивная финансовая политика

Это максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства и полное государственное управление всей экономикой.

Финансовая политика включает в себя: бюджетную, налоговую, де­ нежную, кредитную, ценовую и таможенную политику. В свою оче­редь, финансовая политика государства является лишь средствомосуществления его экономической и социальной политики, т.е. вы­полняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направ­ления государственной политики - национальное, геополитическое, военное. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентра­цию денежных ресурсов в руках государства при постоянном суже­нии базы формирования доходной части бюджета.

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой го­сударства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства вы­ступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная по­литика.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного уст­ройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственнобюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в рас­пределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и спосо­бах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государ­ственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-эко­номическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризу­ются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также ха­рактером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее мировой практикой выработаны определенные принципы и под­ходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия вве­дения определенных налогов, систем налогообложения.

К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада от­носят: (1) горизонтальное и вертикальное равенство; (2) нейтральность нало­гов; (3) удобство взимания налогов для правительства; (4) минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога; (5) трудность уклоне­ния от уплаты налога.

Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Верти­кальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.

Кроме того, мировой практикой доказано, что:

Налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, кросту недоимок и штрафов;

Основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество);

Превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличе­нию налогового бремени основной массы населения с низким уровнем до ходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребле­ния при разных уровнях доходов;

    косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.;

    высокие налоги приводят к утечке капитала;

    в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя нало­говой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестицион­ного потенциала.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор эко­номики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализует­ся на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в созда­нии условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансо­вые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охва­тывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи от­дельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой по­литики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и ус­луг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны.Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распредели­тельные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Тамо­женная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей

Сущность политики выражают отношения между социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.

Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).

Составной частью экономической политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

Финансовая политика - деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

  • выработка научно обоснованных концепций развития финансов;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
  • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвижностью.

Основные типы финансовой политики следующие: классическая 1 , регулирующая, неоконсервативная, планово-распределительная, монетаристская.

Классическая финансовая политика основана на трудах классиков политической экономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772- 1823), которые считали, что богатство нации создается не в торговле (здесь денежная форма стоимости меняется на ее товарную форму), а в производстве. Производство же основывается на естественных законах, а поэтому не нуждается во вмешательстве государства через государственные денежные фонды. Государство - это «ночной сторож», охраняющий мир, собственность и правопорядок, но ни в коем случае не хозяйствующий субъект. Государству можно доверить руководство почтой, связью, строительством непомерно дорогих железных дорог, несколькими фискальными монополиями, но от всего,

От лат. ск^юш - образцовый, первоклассный.

что приносит хотя бы среднюю прибыль, государство необходимо отстранить. Провозглашалась догма исключительно жестких бюджетных ограничений во имя «здоровых финансов».

Регулирующая финансовая политика базируется на экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946), который полагал, что государство должно вмешиваться в экономику, регулировать ее развитие. Основной инструмент вмешательства в экономику - государственные расходы, при этом допускался бюджетный дефицит. Создание некоторого бюджетного дефицита рассматривалось как мощное средство стимулирования экономической деятельности. Дж. Кейнсом и его последователями были рассмотрены проблемы использования прогрессивной ставки подоходного налога; применение государственного кредита; изменение системы управления финансами путем выделения отдельных служб, занимающихся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом; иные варианты «создания» бюджетных дефицитов и «модели» поведения государственных финансов.

Неоконсервативная финансовая политика. В 70-х гг. XX в. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность экономической теории не предлагает отказаться от государственного регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. Финансовая политика в этих условиях строится из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам, ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Планово-распределительная финансовая политика имеет целью обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Финансовый механизм включает инструменты, при помощи которых производится изьятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов у государственных предприятии, населения и органов местной власти. Планово-распределительная финансовая политика показала свою достаточно высокую эффективность в период, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы войны, восстановления народного хозяйства и т. п.). В то же время использование такой финансовой политики в иных условиях функционирования, отличающихся от плановой экономики, или без чрезвычайной необходимости может привести к негативным последствиям: катастрофической нехватке наличных денег, снижению объема потребительских товаров, спаду производства, росту импортной зависимости, увеличению экспорта природных ресурсов.

Монетаристская финансовая политика опирается на монетаризм - теорию, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. По мнению монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства, поэтому, чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение денег в обращении. При проведении монетаристской финансовой политики весь спектр экономической деятельности государства сводится к финансовой сфере, прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета, посредничеству между субъектами хозяйствования.

Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:

  • стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны;
  • повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;
  • способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;
  • приводит к повышению материального и культурного уровня населения.

При выработке финансовой политики необходимо учитывать : экономические и финансовые возможности государства; внутреннюю и международную обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю развития финансов, требования глобализации финансовых процессов.

Финансовая политика царской России

Общая концепция финансовой политики России начала формироваться в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную завершенность.

Исходными принципами в концепции финансовой политики можно назвать следующие: преемственность, осторожность, бюджетное равновесие, устойчивость денежной системы, централизация денежных средств.

Принцип преемственности базировался на уважении к традициям, к тому, что было создано предшественниками как в области теории финансов, так и на практике.

Принцип осторожности не позволял вносить серьезные изменения в финансовую политику даже в экстремальных условиях, например в период войн, революций. Все делалось для того, чтобы не разрушить финансовую систему, созданную в России к началу XX в. с величайшим трудом и напряжением. Этот принцип полностью соответствовал духу России, ее боязни реформ, ее консерватизму. Кроме определенной пользы данный принцип приносил и очевидный вред, выраженный в сдерживании экономического развития.

Принцип бюджетного равновесия. Бюджет России позволял осуществлять минимально необходимые расходы, которые поддерживали сложившуюся систему экономических отношений. Доходы бюджета на каждый новый финансовый год исчислялись в намеренно заниженных размерах. Разница между реальными и намечаемыми доходами составляла бюджетные остатки, которые, накапливаясь, образовывали так называемую «свободную наличность государственного казначейства» и служили показателем благополучия российских финансов. Как отмечал С.Ю. Витте в своем докладе Государственному Совету о государственной росписи доходов и расходов на 1901 г.: «К финансам России не применима система, согласно которой государство не должно сосредоточивать в своем распоряжении запасные средства. Эта система привела бы в расстройство государственное хозяйство, затруднила бы в случаях бедствий правительственную помощь населению и явилась бы шагом к политическому ослаблению Отечества».

Принцип устойчивости денежной системы. Реализация его осуществлялась через соответствие бумажной денежной массы золотому запасу. Выпуск не обеспеченных золотом кредитных билетов был строго ограничен.

Принцип централизации денежных средств. В государственный бюджет России поступало до 85 % всех денежных средств, тогда как в Англии - 54 %, Пруссии - 68 %. В результате такой финансовой политики в России к началу XX в. была достигнута определенная финансовая стабилизация, обеспечивающая ее экономический рост на коротком отрезке времени.

Финансовая политика в СССР

Строительство социалистических финансов началось только после окончания Гражданской войны. Экономические условия были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Основными задачами данного периода стали оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства, поддержка государственного сектора. Поэтому новая финансовая политика строилась уже на совершенно иных принципах. Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства.

Для решения поставленных задач были разработаны финансовые методы развития экономики страны, не имевшие аналогов в истории и прямо противоположные рыночным способам развития. Если в рыночной экономике рост производственной сферы оплачивается из средств, полученных от продажи потребительских товаров, а масштаб экономики расширяется по мере расширения потребительского сектора, то в экономике советского типа средства на развитие производства формировались непосредственного в секторе материального производства путем распределения и перераспределения созданного национального дохода (без этапа купли-продажи на рынке), а потребление росло вслед за возрастанием возможностей экономики.

Под денежным обращением понималось только движение наличных денег. Сфера движения наличных денег отражала распределение денежных доходов населения, а безналичных - распределение средств производства. Денежные знаки имели разное обеспечение. Наличный рубль обеспечивался относительно небольшим объемом предметов потребления и услуг, безналичный - совокупностью средств производства, предназначенных для распределения. Такая система предполагала установление строгих разграничений между сферами действия наличных и безналичных денег: смешивать, а тем более конвертировать наличные («трудовые») деньги в безналичные («счетные») было нельзя.

Основным общегосударственным фондом являлся государственный бюджет, который занимал центральное положение в финансовой системе страны, выполнял функции главного распределительного механизма, с помощью которого перераспределялись средства внутри материального производства (межотраслевое перераспределение), обеспечивалось финансирование большей части организаций непроизводственной сферы, распределялся национальный доход между республиками, областями, районами и т. д.

Выработанная финансовая политика позволила экономике страны в короткие сроки добиться значительных успехов при ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсах.

Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим. Главными производителями сельскохозяйственной продукции стали колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации. Налоговая реформа 1930-1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Министр финансов СССР А.Г. Зверев писал: «За 1938-1940 годы продукция индустрии в целом увеличилась почти в 1,5 раза, производство средств производства - более чем в 1,5 раза, а рост машиностроения составил 76 процентов. Каждые 10 часов (в среднем) у нас вступало в строй новое промышленное предприятие» 1 .

Через государственный бюджет страны достигалась очень высокая степень концентрации и централизации ресурсов. За годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) расходы государственного бюджета СССР составили 1146,8 млрд руб., из которых 582,4 млрд руб. было направлено на покрытие военных расходов (50,8 %). В расходной части бюджета наибольшая доля средств на оборону была достигнута в 1943 г. - 59,5 %. Это можно считать пределом военных расходов, так как денежные средства кроме обороны необходимы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление, на прочие цели. В первые послевоенные десятилетия высокий уровень концентрации и централизации ресурсов в бюджете страны сохранялся.

Зверев А.Г. Записки министра. М.: Политиздат, 1973. С. 212.

Государство в послевоенные годы осуществляет ряд мероприятий, в том числе связанных с совершенствованием методов распределения прибыли, оставляя в неизменном виде налоговую систему. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития и «встраивания» рыночных механизмов оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие - образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.

Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался с дефицитом. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов - государственных, отраслевых, региональных.

К 1992 г. в стране произошла смена политической ориентации. Государство провозгласило курс на рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Важное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества и т. п. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а значит, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В этих условиях финансовая политика была неустойчива, часто изменялась под влиянием текущего момента.

Государство для осуществления своих функций и достижения опре­деленных государственных социально-экономических задач использует, как отмечалось выше, финансы. Важную роль в реализации поставлен­ных целей играет в современных условиях финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на эконо­мическое и социальное развитие общества.

Финансовая политика представляет собой совокупность целенаправ­ленных мер государства в области управления финансами в целях опре­деления наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономиче­ской политики государства. Это деятельность государства, предприятия по целенаправленному использованию финансов. Содержание финансо­вой политики включает: выработку концепций развития финансов, опре­деление основных направлений их использования и разработку мер, на­правленных на достижение поставленных целей. Финансовая полити­ка - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Основными целями и задачами финансовой политики являются:

Обеспечение условий для формирования максимально возмож­ных финансовых ресурсов;


2.3. Финансовая политика* 41

Установление рационального с точки зрения государства распре­
деления и использования финансовых ресурсов;

Организация регулирования и стимулирования экономических
и социальных процессов финансовыми методами;

Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии
с изменяющимися целями и задачами стратегии;

Создание эффективной и максимально деловой системы управле­
ния финансами.

Одна из главных задач финансовой политики - предотвращать соци­альную напряженность в обществе, преодолевать спад производства, по­вышать социальную защиту населения.

Государство, являясь главным субъектом финансовой политики, раз­рабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действия на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.

Общими принципами формирования финансовой политики государ­ства являются:

- выработка научно обоснованной концепции развития финансов,
которая формируется на основе анализа экономики, перспектив ее стаби­
лизации и развития, учета потребностей народного хозяйства и населе­
ния страны в финансовых ресурсах;

- концентрация определенной части финансовых ресурсов в центра­
лизованных фондах государства
для обеспечения финансирования расхо­
дов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных орга­
нов, учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.;

- определение главных направлений наиболее эффективного исполь­
зования финансовых ресурсов государства
путем распределения их преж­
де всего в приоритетные сферы;

- регулирование финансовых отношений с использованием фискаль­
ной политики,
предусматривающей совершенствование политики прави­
тельства в области налогообложения в целях пополнения государствен­
ной казны.

Главными направлениями государственной финансовой политики яв­ляются: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможен­ная политика.

Бюджетная политика, которой отводится главное место в финансо­вой политике, предполагает реализацию совокупности мер по осуществ­лению взаимодействия бюджетов разных уровней. Она выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджет­ного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.


42 Глава 2. Управление финансами

Характер решения этих вопросов определяет социально-экономическую направленность бюджетной политики.

Налоговая политика предполагает разработку и реализацию ком­плекса мер по совершенствованию налоговой системы, принципов ее по­строения и условий функционирования, мер по повышению эффектив­ности и оптимизации налогообложения. Основная цель современной на­логовой политики -^ формирование такой налоговой системы, которая была бы необременительной для субъектов хозяйствования как по уров­ню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части простоты и прозрачности процедур расчета и уплаты налогов, совершенства нало­говой отчетности и упорядочения налоговых проверок. Следует отме­тить, что в стране в последние годы проделана значительная работа по со­вершенствованию налоговой системы. К ее положительным итогам мож­но отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие снижения ставки нало­га на прибыль с 35 до 24%, ставки НДС - с 20 до 18%, единого социально­го налога - с 38,5 до 26%. Эта работа должна быть продолжена. Налого­вая система должна создавать справедливые и одинаковые условия для развития бизнеса всем экономическим агентам, формировать в стране, наряду с другими факторами, благоприятный инвестиционный климат, способствуя при этом максимальной мобилизации денежных средств в бюджеты всех уровней.

Инвестиционная политика представляет собой систему мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных ин­вестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в определении приоритетов в финансирова­нии инвестиционной деятельности, создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы крупные капиталы не утекали из России, а наоборот, что­бы происходил приток иностранного капитала. Проведение инвестици­онной политики предполагает финансирование федеральных целевых программ, стимулирующих инновационное развитие экономики.

Социальная финансовая политика направлена на решение задач фи­нансового обеспечения социального развития общества, улучшение ус­ловий жизни и благосостояния населения, других социальных прав граж­дан России, предусмотренных Конституцией РФ. Она, в частности, охва­тывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным группам населения и др. Реализация со­циальной финансовой политики предполагает упорядочение социаль­ных пособий и льгот, предоставление их в первую очередь социально уяз­вимым слоям населения, сохранение стабильности доходов государст­венных социальных внебюджетных фондов в целях обеспечения уровня


2.3. Финансовая политика* 43

Пенсий, адекватного прожиточному уровню, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по времен­ной нетрудоспособности. Практическая реализация задач финансовой политики позволит обеспечить социальную стабильность общества и со­циальную защищенность малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения, последовательно осуществить государственные социальные га­рантии, установленные в Конституции РФ. Нельзя забывать при этом, что улучшение условий жизни и благосостояния населения является непре­менным и обязательным условием успешного роста экономики страны.

Таможенная политика направлена на регулирование экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов тарифного и нета­рифного регулирования.

Таким образом, финансовая политика - это часть социально-эконо­мической политики государства по обеспечению сбалансированного рос­та финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

В условиях повышения экономической роли государства влияние го­сударственных финансов на экономику значительно усиливается. Госу­дарство в зависимости от конкретн ой ситуации и фазы экономического цикла может стимулировать или сдерживать экономический рост, спо­собствовать расширению экспорта, решать социальные задачи и т. д. Учитывая важность государственной финансовой политики, ряд прин­ципиальных решений по ее осуществлению принимается законодатель­ными органами власти - парламентами, которые утверждают государст­венные бюджеты и отчеты об их исполнении, уровень (ставки) налогов и порядок их взимания, предельный размер государственного долга и др.

Инструментом осуществления финансовой политики государства является финансовый механизм. Финансовый механизм - совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) форми­рования и использования финансовых ресурсов, применяемых общест­вом в целях создания благоприятных условий для экономического и со­циального развития общества. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий (организаций, учреждений), страховой механизм, бюджет­ный механизм и т. д. В каждом из них согласно функциональному назна­чению можно выделить следующие звенья: мобилизация финансовых ре­сурсов, финансирование, стимулирование и др.

Используя различные элементы финансового механизма, органы власти (всех уровней) стремятся обеспечить реализацию целей финансо-


44 Глава 2. Управление финансами

Вой политики, решение ее перспективных задач. Совершенствование, корректировка тех или иных элементов хозяйственного механизма про-1 исходят путем изменения соответствующих норм и правил функциони­рования каждого структурного элемента финансового механизма.

Важную роль в реализации финансовой политики играет совершенст­вование финансового механизма управления предприятиями, направлен­ного на организацию взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств в целях эффективного их воздействия на конечные ре­зультаты производства. Здесь следует выделить совершенствование фи­нансовых методов и финансовых рычагов воздействия на хозяйственный процесс путем более совершенного налогообложения, страхования, обос­нованного установления курса валют, процентной ставки, амортизации, арендной платы, стоимости ценных бумаг и т. д. Нельзя при этом недо­оценивать правовое обеспечение предприятий (законы, указы, постанов­ления, приказы министерств), а также своевременное и качественное нормативное и информационное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и др.), которые выпускаются Министерством фи­нансов, Министерством по налогам и сборам, Государственным таможен­ным комитетом и т. д.

В связи с таким важным значением финансовой политики, являю­щейся, как отмечалось, составной частью общей экономической полити­ки страны, ей в современной России уделяется исключительно большое внимание. Каковы особенности и стратегические контуры формирова­ния и реализации финансовой политики России в ближайшей и средне­срочной перспективе?

1. Максимально сблизить финансовую политику с задачами социаль­
но-экономического развития страны,
обеспечить единство целей финан­
совой политики и целей развития экономики. В реальной действительно­
сти финансовая политика последнего десятилетия была направлена пре­
имущественно на быстрое изменение прежнего социального строя, она
была в значительной мере оторвана от задач социально-экономического
развития общества. Принятие в качестве приоритетных целей финансо­
вой политики «недопущение бюджетного дефицита», «осуществление
финансовой стабилизации», «существенное снижение уровня инфля­
ции», «вхождение в мировую финансовую систему» является эффектив­
ным средством и условием решения намеченных социально-экономиче­
ских задач общества. При этом важно понимать и другое: без обеспечения
в стране экономического роста невозможно решение ни одной сколь­
ко-нибудь важной задачи финансовой политики.

2. Реализация перспективной задачи финансовой политики должна
предусматривать вхождение или встраивание финансовой системы Рос­
сии в международную финансовую систему.
Это потребует соответствую-


2.3. Финансовая политика» 45

Щего обучения новым финансовым технологиям, нового уровня знаний корпоративных финансов, финансового менеджмента и т. д. Однако главным направлением в финансовой политике должно стать укрепле­ние рубля, повышение доверия к отечественным финансовым, банков­ским и кредитным инструментам. Рубль должен занять равноправное по­ложение среди других валют, а в дальнейшем превратиться в сильную ва­люту. Необходимо постепенно уходить от практики деления денежного оборота на относительно автономные, развивающиеся по своим прави­лам части: рублевую, долларовую, бартерную. При неустойчивом рубле, зависимом от количества поступающих в страну долларов, трудно, если не невозможно, решить задачу восстановления единого управления де­нежным оборотом страны.

3. Финансовая политика должна быть направлена на существенное
сокращение, а затем и предотвращение бегства капитала из страны.
Крупный отток капитала, нелицензированный его вывоз, утаивание час­
ти валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных бан­
ках, перевод авансовых платежей за поставку импортной продукции без
получения соответствующего товара - все это резко снижает потенциал
рубля. Потребуется время для разработки и принятия соответствующих
законов, в первую очередь закона о бегстве капитала, а также выработки
мер по более эффективному валютному контролю.

4. Предстоит повысить качество бюджета, которое определяется
как устойчивостью доходов и высокой собираемостью налогов, так и от-
лаженностью системы его исполнения. Здесь важно упорядочить систе­
му казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансово­
го контроля, особенно крупных ассигнований, обеспечить создание еди­
ной системы бухгалтерского учета расходов бюджета.

5. Один из перспективных вопросов финансовой политики - вопрос
о соотношении бюджетов разных уровней: бюджета центра и региональ­
ных бюджетов. Не меняя резко сложившиеся пропорции между бюдже­
тами разных уровней, необходимо тем не менее совершенствовать меж­
бюджетные отношения. Необходимо в рамках принятого Бюджетного
кодекса, концепции развития межбюджетных отношений стремиться
к постепенному увеличению доли финансовых ресурсов региональных
бюджетов, доведя это соотношение до 50: 50. В настоящее время это со­
отношение складывается не в пользу региональных бюджетов.

6. Сохраняет актуальность проблема совершенствования налоговой
системы.
И это тоже важнейшая часть финансовой политики. Необходи­
мо сделать налоговую систему реалистичной, учитывающей финансовое
положение предприятий. Для позитивного воздействия налогов на эко­
номический рост следует разумно сочетать единство налоговых ставок
с возможным дифференцированным режимом их использования, пре-


46 Глава 2. Управление финансами

Доставляя скидки тем компаниям, которые расширяют рынок сбыта нуж­ной обществу продукции или снижают цены на нее. Все еще сложна и ну­ждается в упрощении система налогообложения малого бизнеса. И в этой сфере налоги еще не стали локомотивом его развития. Рассматривая во­прос шире, можно сказать, что сама финансовая политика в целом, во всех ее направлениях должна иметь большую инвестиционную направ­ленность.

РЕЗЮМЕ

1. Управление финансами представляет собой процесс целенаправ­
ленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на фи­
нансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов
для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования,
целей и задач их деятельности. Управление государственными финанса­
ми имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических
институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицит­
ного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты
как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

2. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятель­
ности органов государственной власти, органов местного самоуправле­
ния и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации
о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эф­
фективности принятых управленческих решений. Данный контроль осу­
ществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помога­
ет сопоставить фактические результаты от использования финансовых
ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста фи­
нансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного ис­
пользования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным
отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля.
От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плано­
вой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законо­
дательства.

3. Формируемые рыночные условия хозяйствования требуют посто­
янного совершенствования механизма управления финансами на мак­
ро- и микроуровне, разработки новых, все более современных методов
управления финансами. Это совершенствование должно быть направлено
на обеспечение финансовой самостоятельности административно-терри­
ториальных образований, финансовую устойчивость субъектов хозяйст­
вования, их финансовую активность, создание необходимых условий для
стабильного развития экономики.


2.3. Финансовая политика «47

4. Финансовая политика представляет собой совокупность целена­правленных мер государства в области управления финансами в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным услови­ям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономи­ческой политики государства. Это деятельность государства, предпри­ятия по целенаправленному использованию финансов. Содержание фи­нансовой политики включает: выработку концепций развития финансов, определение основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. Финансовая полити­ка - это самостоятельная сфера деятельности государства в области фи­нансовых отношений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под управлением финансами?

2. Какие органы управления финансами в РФ существуют на федеральном, регио­
нальном и местном уровнях?

3. Каковы цели и задачи финансового контроля?

4. Каковы основные задачи и функции Министерства финансов РФ?

5. Что понимается под финансовой политикой и каковы направления ее проведения
на современном этапе?

6. В чем заключается научный подход к выработке финансовой политики?

7. Что понимается под финансовым механизмом?

1. Бабич А., Павлова Л. Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2- Грязнова А. Г. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2004.

3- Дадашев А. 3., ЧерникД. Г. Финансовая система России: учеб. посо­
бие. М., 1997.

4. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. посо­бие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003.

5- Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика,2004.

"■ Финансы: учеб. / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Фи­нансы и статистика, 2004.

?■ Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию / под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.